Погребения

Полный текст книги Ле Корбюзье «Путешествие на Восток» (Le Voyage d'Orient, Le Corbusier, 1966). Публикуется по изданию Стройиздат, 1991. Перевод с французского Михаила Предтеченского.


Я пишу эти строки, сидя в шумном афинском кафе. Какой-то бедняк поставил перед террасой фонограф и ждет, когда закончит вращаться гуттаперчевая пластинка, чтобы собрать пожертвования, которые вряд ли вообще будут, ибо здесь и так слишком много навязчивой музыки. Из павильона в виде венчика вьюнка доносятся протяжные восточные песнопения — молитва, которая начинается долгим высоким выкриком «Я живу» и продолжается нисходящими модуляциями, словно выдыхающимися и умирающими на длинной ноте.
 
Это сразу переносит меня обратно — сначала на пароход, где нам пришлось спать на палубе под открытым небом под нескончаемые завывания грудного голоса в сопровождении теорбы *. Пирамида Афона погружалась в голубые тона Пресвятой Девы Марии, озаренные серебряным светом луны *. А потом эти издаваемые фонографом песнопения переносят меня в уже смутную реальность — в ночной Стамбул и в полуденный Стамбул, когда наступает час молитвы. Если бы в один прекрасный день мне снова довелось услышать эту томную музыку, меня охватила бы неизлечимая ностальгия. Чувствуя иногда какую-то тревогу, я приходил туда, и мне становилось покойно среди беспорядочных старых и недавних могил под бесконечными кипарисами, где возвышается целый лес надгробных камней; могилы настолько старые, что под мхом уже и не видно мрамора. Я думаю, они одинаковы и в Стамбуле, и в Ускюдаре, и в Адрианополе, и на Балканах, и в Малой Азии, и в других местах. — Стамбул переполнен могилами. Их почитают. Они встречаются даже во дворах жилых домов. Как-то в турецкий выходной * через приоткрытую калитку сада я видел сидящего турка, прислонившегося спиной к белой могильной стеле. Он находился в прострации, и это меня поразило. Я уже видел в Родосто и в других местах, как во многих двориках и даже у самого порога домов зажигались огоньки в память умерших родственников. Константинополь — пустынная земля; здесь строят дома, сажают деревья и, где остается место, хоронят умерших. Могилы вдаются в улицы, располагаются под деревьями и группируются в специально отведенных местах вокруг мечетей, где, главным образом, находятся тюрбе усопших султанов; и всюду эти земли зарастают голубым чертополохом. Жизнь турок ограничивается мечетью, кладбищем и кафе, где они лишь безмолвно покуривают. Для вполне благопристойных кафе, тянущихся вплоть до самых папертей, неожиданный доход представляет возможность разместить чью-нибудь могилу прямо во дворике на бугорке, окружаемом оградой. На протяжении столетий на могилах горят огоньки, освещая мраморные тюрбаны, окрашенные иногда в красный или зеленый цвет, и высвечивая золото изящной арабской эпитафии.
 
* Теорба — старинный музыкальный инструмент (прим, перев.).
 
* Афон — священная гора, уже более тысячи лет посвященная православной церковью Пресвятой Деве.
 
* У турок выходной приходится на пятницу, и на крупных зданиях вывешивается флаг с белым полумесяцем на красном фоне. Евреи празднуют субботу, а православные — воскресенье.
 
Стамбул не выходит за пределы своих огромных византийских укреплений и предпочитает тесниться в ограниченном пространстве. В Стамбуле хоронят умерших на больших кладбищах сразу за городскими стенами, коли в самом городе свободного места нет. Заросшие чертополохом, ощетинившиеся стелами и обрамленные кипарисами, образующими, длинные улицы, кладбища спускаются с холмов до самой бухты. Часто туман опускается очень рано, и сразу становится грустно. На фоне размытого горизонта он кажется разлитой синей жидкостью. Массивные стены Византии, обесчещенные разгромом, с повторяющимися огромными квадратными башнями кажутся суровыми и беспощадными, и это вселяет тревогу в мое сердце «гяура» (так турки презрительно называют христиан). Они же смотрят на них без какой-либо тревоги, ибо их религия не внушает им страха смерти.
 
В тот вечер я поднялся от Айван-Серая до Топкапы. Отсюда обзор особенно хорош, потому что в обширном углублении видна сразу вся стена с огромными откосами и рвами. Вдоль ее зубцов могут свободно бежать несколько человек в ряд. Многие башни обрушились в ров. На древних развалинах сидели на корточках женщины; в своих черных покрывалах они были похожи на ведьм. Вот одна, а там еще две. Жесткость суровость по-осеннему царит среди погруженных в туман кипарисов. Под этими небесами тяжкие оковы тумана создают какое-то резкое дикое впечатление. С ужасом я чувствую здесь какую-то северную тревожность на всех созданных для света предметах. И над этими женщинами, сидящими на камнях древней Византии, тоже нависли сумерки. Складки их одеяний обрамляют их головы и исчезают ниже бедер, делая их похожими на летучих мышей. Еще они похожи на демонов на башнях парижского Нотр-Дам. Их взгляд  неподвижно направлен к обширным пространствам, где топорщатся надгробные камни.
 
Ускюдар представляет собой некрополь среди пыли и забвения, а Эюп — священное место. Мне кажется, что здешние жители хотят найти свое последнее пристанище на этом крутом холме, возвышающемся над почтенными могилами. Отсюда видны и Мраморное море, и вся бухта Золотой Рог, и даже Азия вдали. Спускаясь меж могильных бугорков по древней мощеной дороге, я встречаю несколько доброжелательных турок, возвращающихся в свои лачуги. Храм уже погрузился в сумерки. Купол виден почти сверху, а во дворе фаянс редкой красоты образует как бы царский вестибюль перед этим полем вечного покоя, где так много тюрбе и священных могил, к которым весь день идут женщины, неся усопшим свои тихие молитвы и бесконечное созерцание. Затем они набожно берут у слепых по нескольку кукурузных зернышек и бросают их бесчисленным голубям, обволакивающим купол пеленой своих крыльев.
 
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)