Ле Корбюзье: период 1930—1940
• 1930
Ле Корбюзье получает французское гражданство.
Ле Корбюзье женится на Ивонне Галле.
Поездка в Москву, встречи с Мейерхольдом, Таировым, Эйзенштейном, лидерами советского архитектурного авангарда.
Поездка в Испанию с Фернаном Леже и Альбертом Жаннере.
III конгресс СИАМ в Брюсселе.
Сотрудничество с журналом "Plans"
Публикации: книга "Precisions sur un etat present de l'Architecture et de l'Urbanisme"
Постройки:
Многоквартирный дом Кларте (Immeuble Clarte), Женева, Швейцария
Павильон авиации S.T.A.R., Le Bourget, Франция
Швейцарский павильон (здание общежития швейцарских студентов) в Интернациональном студенческом городке (Pavillon Suisse, Cité Internationale Universitaire), Париж, 1930-1932
Проекты:
Проекты для Алжира
Начало работы над проектом "Лучезарного города" (la Ville Radieuse)
Дом Errazuriz, Чили
• 1931
Поездки совместно с Пьером Жаннере в Испанию, Марокко и Алжир
Постройки:
Многоквартирный дом Molitor, 24 rue Nungesser et Coli, Париж, Франция, 1931-1934. В этом доме в 1934 году разместилась квартира-студия Ле Корбюзье
Проекты:
Конкурсный проект на здание Дворца Советов в Москве, 1930-31. Это безусловно лучший проект, выполненный Ле Корбюзье. Если бы Дворец Советов был построен по его проекту, то это было бы великолепное сооружение. В зале на 14 тыс. зрителей предусматривалась идеальная акустика без специальных устройств (проверка была сделана с использованием световых волн). Этот Дворец, несмотря на свою грандиозность, соразмерен масштабу человека.
• 1932
Конференции в Стокгольме, Осло, Гетеборг, Антверпен, Алжире, CIRPAC в Барселоне.
Лекции. Роттердам, Амстердам, Дельфт.
Книга Крестовый поход – сумерки академий «Коллекция Эспри Нуво». Изд. «Кре», Париж.
Первый «Mural» — настенное фото-панно площадью 55 м² в корпусе швейцарских студентов Парижского студенческого городка; панно подвергается уничтожающей критике со стороны одной из центральных газет французской Швейцарии — «Это дикая мазня!!!».
• 1933
Градостроительные концепции Корбюзье легли в основу «Афинской хартии», принятой на IV Международном конгрессе CIAM в Афинах. В «Афинской хартии» было дано определение города как жилого и производственного комплекса, связанного с окружающим районом и зависящего от политических, культурных, социальных, экономических и политических факторов. Были сформулированы и четыре основные функции города: жилье, производство, отдых и транспорт, объединяющий первые три функции,— фигурально это было изображено треугольником с тремя вершинами (habiter, travailler, cultiver l'esprit et le corps), через которые проходит окружность (circuler).
Почетный доктор факультета Цюрихе.
Сотрудничество с журналом "Preludes".
• 1934
Конференции в Риме, Милане, Алжире, Барселоне.
Посещение завода Fiat в Турине
План Немура в Африке, объявленный CIAM «наивысшим выражением идеалов Афинской Хартии». Месторасположение будущего города, выбранное Ле Корбюзье, представляет собой амфитеатр. Речка (на рисунке слева) должна быть взята в трубу в верховье, и ее воды будут подняты на вершину холма. Стекающая ручьями влага оживит этот амфитеатр, обращенный к морю.
• 1935
Год ушел на изготовление макета фрагмента «Лучезарного города» (современные условия жизни).
Публикации: "Aircraft" et "La Ville Radieuse" (Лучезарный город)
«...Меня привлекают к себе естественные условия жизни. Я не люблю посещать салоны; вот уж много лет как меня не встречали в них. Но я замечаю, что стремясь уйти от города, я все же всегда нахожусь там, где бурлит человеческая жизнь. Я ищу тех, кто живет в условиях дикости не для того, чтобы познать варварство, но чтобы понять мудрость жизни в сравнении.
Я сознаю, что иду туда, где люди трудятся, чтобы прокормиться, и все их действия направлены к тому, чтобы облегчить свои страдания. Они делают все для того, чтобы без каких-либо затрат приобщиться к радостям коллективной жизни: (труд, семья, общество). Я иду к человеку, к людям, чтобы изучить смысл моей профессии архитектора и градостроителя.
Город? Но это уже субпродукт. Да, город создает ценности, исключительные и совершенные ценности, кристаллы. Истинные продукты культуры! Но сколько отбросов и шлаков! Сколько неудобств, несчастий, глупости, сколько ребяческих, ненужных, разрушительных и притом бессознательных действий!».
Приглашение Рокфеллера (нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) прочитать 23 лекции об архитектуре и градостроительстве в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Балтиморе, Чикаго, Мичигане и т. д. Во время поездки по Америке было выполнено 350 м рисунков углем и цветными мелками на архитектурные темы, на шести рулонах бумаги, разрезанных на 180 листов размером 200х140 см каждый. Двенадцать лет спустя в июне 1947 года во время обеда, который Нельсон Рокфеллер устроил в своем доме в Централ Парке в Нью-Йорке, он заявил Ле Корбюзье: «Это Вы в 1935 году изменили облик архитектуры в Соединенных Штатах...».
Знакомство со скульптором-краснодеревщиком Джозефом Савина.
Выставка первобытного искусства Луи Карре в квартире Ле Корбюзье.
Постройки:
Вилла Le Sextant, Les Mathes, Франция
Дом для отдыха, La Celle-Saint-Cloud, Франция
• 1936
Возвращение из США. Книга «Когда соборы были белыми» написана в дружеских тонах по отношению к американцам. Десять лет спустя в 1946-1947 гг. эту книгу перевели в Нью-Йорке. Предполагалось, что тираж разойдется немедленно. Однако в отчетные документы американских издателей через несколько лет будет внесена лаконичная запись: «Когда соборы были белыми»; количество проданных экземпляров — ноль; причина — резкая критика современной американской архитектуры».
Вторая поездка в Южную Америку на борту "Graf-Zeppelin". Ле Корбюзье приглашен в Рио-де-Жанейро по просьбе Лусиу Коста для консультации проекта здания Министерства национального просвещения, а также для разработки проектного задания бразильского городка студентов. Ле Корбюзье завязывает дружбу с Коста и с Оскаром (Оскаром Нимейером). В этих проектах Ле Корбюзье впервые предлагает применить солнцеотражатели («brise soleil»), В 1958 году Лусиу Коста скажет Ле Корбюзье: «Если бы Ваши предложения по планировке прибрежной полосы залива Рио были учтены, то сегодня мы имели бы композицию, отличающуюся архитектурным и градостроительным великолепием». Но, к сожалению, в последующие годы застройка Рио осуществлялась по рутинерским и ущербным проектам.
Проект Бразильского студенческого городка. Бразильский закон запрещал выплату гонораров зарубежным архитекторам. Ле Корбюзье просят прочитать шесть лекций в здании театра в Рио. Так удалось обойти это запрещение, и Ле Корбюзье получает гонорар в качестве лектора.
В этих лекциях Ле Корбюзье высказывает свои градостроительные идеи применительно к природным условиям Рио. В частности, предлагалось разместить часть городской территории в небывалых до того условиях — на опорах высотой 40 м. Под ними в пойме реки сохранялись небольшие поселки, созданные здесь в эпоху колониального периода. Вдоль побережья на стометровой высоте предлагалось построить автодорогу шириной полотна 24 м, которая бы соединила между собой все нагорные части, градостроительно организовав Рио.
Проект стадиона на 100 тысяч зрителей, Париж, 1936—1937
Первая настенная живопись (выполнена безвозмездно Ле Корбюзье для жилого дома в Эйлин Грэй и Яна Бадовичи в Вазелей).
Гобелен "Marie Cuttoli"
• 1937
Рыцарь Почетного Легиона
Почетный член RIBA
V Конгресс СИАМ (Париж)
Конференции в Брюсселе и Лионе
Pavillon des Temps Nouveaux, Париж. Экспозиция этого павильона посвящена проблемам жилища (Жилые Единицы). В числе экспонатов проект реконструкции трущобного квартала №6 в Париже, который должен был положить начало созданию большой транспортной оси «Восток—Запад». Здесь же были представлены проекты стадиона на 100 тыс. мест, причем последний был решен в комплексе с летним кинотеатром, зеленым театром, спортивным ядром, танцевальной площадкой, залом заседаний и с площадкой для массовых празднеств и спортивных выступлений...
На открытии этого большого павильона не было министра, не пришли также генеральный комиссар и директор отдела архитектуры. Ле Корбюзье сказал, обращаясь к посетителям: «Никто не явился, но я объявляю павильон открытым».
Часть экспозиции павильона занимал «План Парижа 1937»; он знаменовал собой важный этап. Последующий этап относится к 1941 году (см. «Дом для людей», изд. «Плон»; «Проекты Парижа Ле Корбюзье, 1953-1922», изд. «Миньюи»). В павильоне «Temps Nouveaux» была представлена обширная исследовательская работа в области проектирования сельских населенных мест — ферма и кооперативный центр. Эта работа была выполнена совместно с сельскохозяйственным рабочим из Сарты Нобером Безаром.
• 1938
Выставки живописи в Kunsthaus в Цюрихе и Galerie Louis Carre в Париже
Ле Корбюзье получает серьёзную травму — во время купания нога попала под винт катера — в итоге огромный шрам и вынужденная работа в больнице Сен-Тропе.
Публикация: «Пушки, снаряды? Увольте! Жилища? Пожалуйста! Предпочитаешь ли ты воевать?» / "Des Canons, des munitions ? Merci, des logis s.v.p."
Проект памятника Вайану-Кутюрье (Поль Вайян-Кутюрье (1892-1937) — выдающийся деятель рабочего движения во Франции, один из руководителей компартии, писатель, поэт и публицист). Конкурс был организован Народным фронтом в 1937-1938 годах. Этот памятник предполагалось установить на развилке одной из национальных дорог недалеко от Парижа. Памятник рассчитан на резкое его освещение фарами машин, подъезжающих к месту разветвления шоссе. Проект был отвергнут с негодованием. Самые современные художники, друзья Ле Корбюзье, осуждали его за этот проект. Ирония судьбы: после второй мировой войны нью-йоркский Музей современного искусства (Рокфеллер) запросил Ле Корбюзье о том, какой он возьмет гонорар за разработку аналогичного проекта памятника в честь ветеранов американской армии!!!
• 1939
Ле Корбюзье создает восемь фресок на стенах виллы E1027, построенной Эйлин Грей на мысе Кэп-Мартин для себя и Яна Бадовичи
Знакомство с Жаном Жироду (Jean Giraudoux)
Лекции в Париже
Иностранный член Королевской Академии изящных искусств в Стокгольме
Публикации: "Le Lyrisme des Temps nouveaux" и "l'Urbanisme" в альманахе "Le Point"
1939 год, сентябрь, война! Министр вооруженных сил Рауль Дотри поручает Ле Корбюзье строительство завода боеприпасов для фирмы «Мутье-Розей», представляющего собой воспроизведение идеи «Зеленого завода». (Основа грядущих проектов «Линейных промышленных городов» из «Трех форм расселения человечества» 1942 и 1950 годы).
Все эти годы (1922-1940) в мастерской Корбюзье в Париже на улице Севр, 35 работали в качестве стажеров-учеников молодые архитекторы из разных стран. Некоторые из них стали впоследствии весьма известными и даже знаменитыми, как например, Кунио Маекава (Япония), Юнзо Сакакура (Япония), Хосе Луис Серт (Испания-США), Андре Вожански (Франция), Альфред Рот (Швейцария-США), Максвелл Фрай (Англия) и другие.
Фернан Леже, Пьер Жаннере и Ле Корбюзье, Испания, 1930
Ле Корбюзье над макетом первой очереди "Лучезарного Города". Фото: The New York Times
Ле Корбюзье и Николай Колли на строительстве здания Центросоюза. Москва, март 1931 г.
Основная статья: Фотоархив: Ле Корбюзье в СССР
Ле Корбюзье на заседании CIRPAC, Барселона, 1932 Фото: Sagarra y Torrents
Ле Корбюзье на конференции в Стокгольме, 1932 Фото: The New York Times
Ле Корбюзье на борту корабля "Патрис II", конфеернция CIAM IV, Афины, 1933
Участники CIAM IV на борту корабля "Патрис II", Афины, 1933
Участники CIAM IV, Акрополь, Афины, 1933
Ле Корбюзье на балконе своей квартиры на 24 rue Nungesser et Coli в Париже
Ле Корбюзье в своей квартире на 24 rue Nungesser et Coli в Париже
Ле Корбюзье на заводе Fiat в Турине в 1934 году
Ле Корбюзье на испытательном треке завода Fiat в Турине в 1934 году
Ле Корбюзье на обсуждении проекта города Бата, Злин, апрель 1935 года
Ле Корбюзье и Жозеф Савина
Выставка "примитивного искусства», организованной Луи Карре в квартире Ле Корбюзье на 24 rue Nungesser et Coli в Париже, 1935 Фото: Albin Salaun
Ле Корбюзье и Пьер Жаннере на пляже Piquey, 1933
Ле Корбюзье расписывает дом Бадовичи в Vezelay, 1936
Ле Корбюзье расписывает виллу E1027, построенную Эйлин Грей на мысе Кэп-Мартин для себя и Яна Бадовичи, 1939
Ле Корбюзье, его жена Ивонна и их собака на балконе квартиры на 24 rue Nungesser et Coli в Париже
Добавить комментарий