Ле Корбюзье: период 1917—1930

• 1917

Шарль-Эдуард Жаннере покидает Ла Шо-де-Фон и переезжает в Париж. В Париже он создает мастерскую на небольшой улочке (au 20 rue de Belzunce близ предместья Пуассоньер), на седьмом этаже, в обращенной во двор комнате слуги.

Работает штатным архитектором в «Обществе по применению армированного бетона SABA» Макса Дюбуа (апрель 1917 - январь 1919). Жанере выполнил несколько проектов, в основном технических сооружений, — водонапорная башня в Поденсаке (Podensac), арсенал в Тулузе, электростанция на реке Вьен, двухквартирный сельский дом (Saint-Nicolas d'Aliermont) и другие.


• 1918

Огюст Перре организует встречу Амеде Озанфана (Amédée Ozenfant) с Жаннере. Пророчество Озанфан: «В течение сорока лет строить не будем!» Жаннере обязан Озанфан началом занятий живописью. Его первая картина относится к ноябрю 1918 года. Это композиция, вдохновленная пейзажами Греции (картина «Труба» (La cheminee). Работая в ночное время над этим полотном, он частично утратил зрение (отслоение сетчатки). Эта картина — ключ к пониманию его пластики: объем в пространстве.

Знакомство с Пабло Пикассо, Жаком Липшицом, Хуаном Грисом и другими художниками и скульпторами.


• 1919

Создание совместно с Амеде Озанфаном и Полем Дерме (Paul Dermée) с финансовой поддержкой Рауля Ла Роша (Raoul La Roche) международного философско-художественного журнала-обозрения «Эспри Нуво» (L’Esprit Nouveau), посвященного современной деятельности. Жаннере выступает в этом журнале по вопросам архитектуры под псевдонимом Ле Корбюзье («Эспри Нуво» № 1, 1920 г.).

В журнале «Эспри Нуво» впервые опубликованы «Пять отправных точек современной архитектуры» Ле Корбюзье, своеобразный свод правил новейшей архитектуры.

По отдельности подобные приемы использовались архитекторами и до Корбюзье, он же, произведя тщательный отбор, объединил их в систему и начал последовательно применять. В 20-х годах, когда язык новой архитектуры только еще формировался, эти «пять отправных точек архитектуры» для многих молодых архитекторов «нового движения» стали действительно «отправным пунктом» в их творчестве, а для некоторых и своеобразным профессиональным кредо. Формулировались эти правила неоднократно и различным образом. Вот перевод одного из оригинальных текстов Ле Корбюзье:

 

Пять отправных точек современной архитектуры

1. Стойки. Разрешить научную проблему - значит прежде всего решить ее элементы. В постройке можно отделить несущие элементы от ненесущих. Вместо прежних фундаментов, на которых постройка покоилась без контрольного расчета, появляются расчлененные фундаменты, а на месте прежних стен - отдельные стойки. Стойки и свайные фундаменты точно исчисляются в соответствии с приходящейся на них тяжестью. Сваи устанавливаются на определенных равных промежутках, не связанных с внутренней планировкой дома. Они поднимаются от земли на 3, 4, 6 и т.д. метров и несут на этой высоте первый этаж. Помещения, таким образом, избавлены от сырости, они имеют достаточно света и воздуха, строительный участок превращается в сад, который проходит под домом. Та же плоскость вторично выигрывается благодаря плоской крыше.

2. Плоская крыша, сад на крыше. Плоская крыша позволяет использовать ее для целей жилья: терраса, сад... Сточные трубы проходят внутри дома. На крышах могут быть разбиты сады с прекрасной растительностью, не только кустами, но и маленькими деревьями до 3-4 метров высоты.

3. Свободное оформление плана. Свайная система несет промежуточные перекрытия и доходит вплоть до крыши. Внутренние стены располагаются в любых местах, причем один этаж ни какой степени не зависит от другого. Нет больше капитальных стен, имеются только мембраны любой крепости. Следствием этого является абсолютная свобода в оформлении плана, т.е. возможность свободно распоряжаться всеми имеющимися налицо средствами, что должно легко мирить с некоторой дороговизной бетонных конструкций.

4. Удлиненное окно. Сваи с промежуточными перекрытиями образуют прямоугольные отверстия в фасаде, через которые свет и воздух входят внутрь в обильном количестве. Окно тянется от стойки к стойке, становясь таким образом удлиненным окном... Помещение одинаково освещено во всех своих местах - от стены до стены. Доказано, что такое помещение освещается в 8 раз интенсивнее, чем такое же помещение с вертикальными окнами. Вся история архитектуры вращается исключительно вокруг оконных отверстий. И вот железобетон открывает возможность максимального освещения при помощи удлиненных окон.

5. Свободное оформление фасада. Благодаря тому, что основание дома поднято на несущих сваях и располагается балконообразно вокруг здания, весь фасад выдвигается вперед от несущей конструкции. Таким образом, фасад теряет несущие свойства, и окна могут тянуться на любую длину без прямого отношения к внутреннему членению здания. Окно может иметь 10 метров длины, как и 200 метров (напр., наш проект Лиги Наций в Женеве). Таким образом, фасад получает свободное оформление.  

Изложенные пять основных пунктов являются фундаментом новой эстетики. Нам не остается ничего от архитектуры прошлых эпох, столь же мало, сколько дает литературно-историческое школьное образование.


• 1920

Знакомство с Фернаном Леже.

Шарль-Эдуард Жаннере принимает псевдоним Le Corbusier


• 1921

Пьер Жаннере присоединяется к Ле Корбюзье с тем, чтобы открыть проектную мастерскую на ул. де Севр, 35 (35 rue de Sevres) в Париже.

Экспозиция художников-пуристов Озанфана и Жаннере, Galerie Druet, Париж

Путешествие в Рим с Амеде Озанфаном


• 1922

В «Осеннем салоне» 1922 года выставляется большая исследовательская работа Ле Корбюзье на тему «Современный город на 3 млн. жителей».

Знакомство с Ивонной Галле (Yvonne Gallis) в 1930 году они поженятся.

Постройки: Вилла Besnus, Ker-Ka-Ré, Вокрессон (Vaucresson); Дом-ателье художника Amédée Ozenfant, Париж

Проекты: Дома Ситроен и другие


• 1923

Публикации: "Vers une Architecture" (К архитектуре). Книга была переведена на английский, немецкий, испанский, русский и японский языки. Основные разделы этой книги: «Три напоминания господам архитекторам», «Объем», «Поверхность», «План», «Регулятивная трассировка», «Глаза, которые не видят», «Пакетботы», «Самолеты», «Автомобили», «Архитектура», «Урок Рима», «Иллюзия планов», «Чистое создание Духа», «Серийное строительство домов», «Архитектура или Революция». Во введении сказано: «Архитектура — это умелое, корректное и великолепное сочетание освещенных форм».

Постройки: Вилла Ла Рош\Жаннере (Maisons La Roche-Jeannerett), Париж, 1923-1925; Виллы Lipchitz-Miestchaninoff, Boulogne-sur-Seine, Франция. 1923; Вилла Le Lac, Corseaux, Швейцария. 1923-1924


• 1924

Выставка в мастерской на 35 rue de Sevres в Париже.

Конференции в Женеве, Лозанне, Праге. 

Публикации: "Urbanisme" (Градостроительство)

Знакомство с Кришнамурти (Krishnamurti)

Постройки: Дом Planeix, Париж; Дом и винодельня, Lège, Франция


• 1925

Публикации: "l'Art Decoratif d'Aujourd'hui" (Декоративное искусство сегодня), "Almanach d'Architecture Moderne" (Альманах Современная архитектура), "La Peinture Moderne" (Современная живопись (совместно с Амеде Озанфаном)

Постройки: 

Павильон «Эспри Нуво» (Pavillon de L'Esprit Nouveau) на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже. Плакаты, вывешенные в павильоне, гласят: «Призыв к промышленникам»; «Крупная промышленность должна овладеть строительством». Председатель международного жюри (один из великих французов) ответил своим иностранным коллегам, потребовавшим присуждения Гран При павильону «Эспри Нуво»: «Здесь нет никакой архитектуры!»..., но в 1960 году, тридцать пять лет спустя, все эти предметы войдут в быт.

Поселок Фрюже (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Bordeaux, Франция. Город-сад Пессак (51 дом). Решительные протесты со стороны предпринимателей и общественного мнения. Бойкот и т.д., и т.д. ... В продолжение нескольких лет в городе не было воды и, следовательно, населения!

Проекты:

«План Вуазен» (Plan Voisin). Проект реконструкции центра Парижа

Проект дома госпожи М. в Париже: «Господин Ле Корбюзье, вы отвратительный инженер, у вас нет сердца, вы бесчувственны и эстетически слепы»


• 1926

11 апреля умер Жорж Эдуард Жаннере, отец Ле Корбюзье.

Публикации: "Architecture d'epoque machiniste"

Постройки: Вилла Кук (Maison Cook), Boulogne-sur-Seine, Франция; Дом Guiette, Antwerp, Бельгия; Дом Ternisien, Boulogne-sur-Seine, Франция; Вилла Штейн\де Монзи (Villa Stein-de-Monzie, Les Terrasses, Garches (Vaucresson), Франция, 1926-27; Дом Армии Спасения (Armée du Salut), Cité de Refuge, Париж, 1926-1929


• 1927

Конференции в Мадриде, Барселоне (конструкции Антонио Гауди), Брюсселе, Франкфурте. 

Постройки: Дома в поселке Вейссенгоф (Maisons Weissenhof-Siedlung), Штутгарт, Германия; Павильон Nestlé, Париж, Франция; Вилла Church,( Вилла d'Avray), Франция

Проекты: Конкурсный проект здания Лиги Наций в Женеве, Швейцария

После 65 заседаний жюри в Женеве проект Дворца Лиги Наций для Женевы оказался единственным из 360 проектов (12 км чертежей), собравшим четыре голоса из девяти. Остальные проекты собрали лишь по одному голосу. Но господин Лемарескье — представитель Парижа в составе жюри — делает заявление, что «этот проект не вычерчен китайской тушью». Это противоречит условиям конкурса, поэтому он настаивает на том, чтобы проект был объявлен вне конкурса и исключен. Что и было сделано. В результате — международный протест архитекторов.


• 1928

Основание CIAM (Международные конгрессы современной архитектуры). Первый конгресс проходил с 26 по 28 июня 1928 года в Швейцарии (Кантон Во), Конгресс был созван для того, чтобы выработать генеральную программу действия, преследующую цель вырвать архитектуру из тупика академизма и сделать ее такой, чтобы она соответствовала своей истинной экономической и социальной среде.

Конференции в Праге и Москве.

Публикации: "Une Maison - Un Palais"

Проекты и постройки:

Ле Корбюзье и Пьер Жаннере получают заказ на проектирование Дома Центросоюза в Москве. Впоследствии он будет построен с некоторыми отступлениями от первоначального замысла. Здание Дома Центросоюза (Здание ЦСУ СССР (б. дом Наркомлегпрома) на ул. Кирова в Москве было построено в 1930-1936 гг. при участии арх. Н.И. Колли. Разрабатывая этот проект, Ле Корбюзье предлагает принцип «нейтрализующих стен». Это новшество вызвало насмешки со стороны московских и парижских специалистов. Но Гюстав Лион считает это предложение гениальной идеей, которая преобразит архитектуру. Под руководством этого физика были проведены тщательные изыскательские работы и опыты в лаборатории фирмы «Сен Гобен».

Вилла Baizeau, Карфаген (Carthage), Тунис

В 1928 году выполняется проект здания «Мунданеума» для Женевы (инициатор Поль Отле). Здание предполагалось разместить близ Дворца Лиги Наций. В 1933 году этот же проект предлагается для Антверпена. Затем этот проект был забыт навсегда!


• 1929

Цикл из десяти конференций в Буэнос-Айресе, Монтевидео, Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу.

Знакомство с Жозефиной Бейкер на борту парохода «Лютеция»

Презентация коллекции мебели Ле Корбюзье на Осеннем салоне в Париже

Второй конгресс СИАМ во Франкфурте

Постройки: 

Вилла H. de Mandrot, Le Pradet, Франция. 1929-30
Аппартаменты M. Charles de Beistegui, Париж, Франция
Вилла Савой (Villa Savoye), Пуасси (Poissy-sur-Seine), Франция. 1928-1931

Проекты:

«Дом Лушер» (45 м²). Восхищенный министр, похлопывая Ле Корбюзье по плечу, говорил: «Вы построите тысячи таких домов». «Нет, господин Министр, мы не построим ни одного!» «Почему?» «Потому что Ваши законы плохо составлены. В них исключена связь между двумя обстоятельствами: определенными условиями жизни, на которые рассчитан мой проект, и неподготовленностью заказчиков — тех, кто пользуется Вашими законами».


Шарль-Эдуард Жаннере в своей квартире на rue Jacob в Париже, около 1920 года

Шарль-Эдуард Жаннере в своей квартире на rue Jacob в Париже, около 1920 года

Шарль-Эдуард Жаннере в своей квартире на rue Jacob в Париже, около 1920 года

Шарль-Эдуард Жаннере в своей квартире на rue Jacob в Париже, около 1920 года

Квартира Шарля-Эдуарда Жаннере на rue Jacob 20 в Париже

Квартира Шарля-Эдуарда Жаннере на rue Jacob 20 в Париже

Вилла Жаннере-Перре, Ла-Шо-де-Фон. Амеде Озанфан (Amedee Ozenfant), Альберт Жаннере и Шарль-Эдуард Жаннере в студии

Вилла Жаннере-Перре, Ла-Шо-де-Фон. Амеде Озанфан (Amedee Ozenfant), Альберт Жаннере и Шарль-Эдуард Жаннере в студии

Шарль-Эдуард Жаннере в галерее Thomas, Париж, 1918 год

Шарль-Эдуард Жаннере в галерее Thomas, Париж, 1918 год

Удостоверение Шарля-Эдуарда Жаннере - директора журнала "L'Esprit Nouveau"

Удостоверение Шарля-Эдуарда Жаннере - директора журнала "L'Esprit Nouveau"

Обложка журнала "L'Esprit Nouveau" № 1, октябрь 1920

Обложка журнала "L'Esprit Nouveau" № 1, октябрь 1920

Обложка журнала "L'Esprit Nouveau" № 11-12, ноябрь 1921

Обложка журнала "L'Esprit Nouveau" № 11-12, ноябрь 1921

Шарль-Эдуард Жаннере (справа) со своим братом Альбертом и Амеде Озанфан в редакции "L'Esprit Nouveau", около 1920 года

Шарль-Эдуард Жаннере (справа) со своим братом Альбертом и Амеде Озанфан в редакции "L'Esprit Nouveau", около 1920 года

Плакат экспозиции художников-пуристов Озанфана и Жаннере, Galerie Druet, Париж, 1921

Плакат экспозиции художников-пуристов Озанфана и Жаннере, Galerie Druet, Париж, 1921

Амеде Озанфан и Ле Корбюзье на смотровой площадке Эйфелевой башни, Париж, 1923

Амеде Озанфан и Ле Корбюзье на смотровой площадке Эйфелевой башни, Париж, 1923

Амеде Озанфан и Ле Корбюзье в Риме, 1923

Амеде Озанфан и Ле Корбюзье в Риме, 1923

Шарль-Эдуард Жаннере в соборе Святого Петра, Рим, 1921

Шарль-Эдуард Жаннере в соборе Святого Петра, Рим, 1921

Ле Корбюзье и Пьер Жаннере

Ле Корбюзье и Пьер Жаннере

Пьер Жаннере, Ле Корбюзье и Ивонна с друзьями

Пьер Жаннере, Ле Корбюзье и Ивонна с друзьями

Пьер Жаннере и Ле Корбюзье

Пьер Жаннере и Ле Корбюзье

Пьер Жаннере и Ле Корбюзье

Ле Корбюзье и его жена Ивонна

Ле Корбюзье и его жена Ивонна

Ле Корбюзье и его жена Ивонна, около 1930 года

Ле Корбюзье и его жена Ивонна

Ле Корбюзье и его жена Ивонна

Ле Корбюзье, его жена Ивонна и их автомобиль "Вуазьен" (Voisin)

Ле Корбюзье, его жена Ивонна и их автомобиль "Вуазьен" (Voisin)

Экспозиция Озанфана и Жаннере, Галерея "L'Effort moderne", Леон Розенберг (Leonce Rosenberg), Париж, 1923

Экспозиция Озанфана и Жаннере, Галерея "L'Effort moderne", Леон Розенберг (Leonce Rosenberg), Париж, 1923

Вилла "Le Lac", Vevey. Ле Корбюзье и его мать

Вилла "Le Lac", Vevey. Ле Корбюзье и его мать

Ле Корбюзье и его мать Мари-Шарлотт-Амели Жаннере

Ле Корбюзье и его мать Мари-Шарлотт-Амели Жаннере

Ле Корбюзье и Guillermo Jullian de la Fuente в студии на 35 Рю де Севр в Париже. Фото: Ralph Alberto

Ле Корбюзье и Guillermo Jullian de la Fuente в студии на 35 Рю де Севр в Париже. Фото: Ralph Alberto

Открытие поселка Фрюже (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Bordeaux, Франция. 1926

Открытие поселка Фрюже (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Bordeaux, Франция. 1926

Открытие поселка Фрюже (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Bordeaux, Франция. 1926

Открытие поселка Фрюже (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Bordeaux, Франция. 1926

Поселок Фрюже (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Bordeaux, Франция. Ле Корбюзье и его жена Ивонна

Поселок Фрюже (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Bordeaux, Франция. Ле Корбюзье и его жена Ивонна

Поселок Фрюже (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Bordeaux, Франция. Ле Корбюзье. Фото: Lucien Herve

Поселок Фрюже (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Bordeaux, Франция. Ле Корбюзье. Фото: Lucien Herve

Ле Корбюзье, l'Escorial, Мадрид, 1927

Ле Корбюзье, l'Escorial, Мадрид, 1927

Ле Корбюзье, l'Escorial, Мадрид, 1927

Ле Корбюзье и A.G. Mercadal, l'Escorial, Мадрид, 1927

Ле Корбюзье и A.G. Mercadal, l'Escorial, Мадрид, 1927

Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ, Штутгарт, 1927

Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ, Штутгарт, 1927

Ле Корбюзье и Giedion Guevrekian на открытии СИАМ (CIAM), La Sarraz, 1928

Ле Корбюзье и Giedion Guevrekian на открытии СИАМ (CIAM), La Sarraz, 1928

Ле Корбюзье, Helene de Mandrot и другие участники СИАМ I, La Sarraz, 1928

Ле Корбюзье, Helene de Mandrot и другие участники СИАМ I, La Sarraz, 1928

Ле Корбюзье, Андрей Буров и Виктор Веснин. Москва, 1928 г.

Ле Корбюзье, Андрей Буров и Виктор Веснин. Москва, 1928 г.

Основная статья: Фотоархив: Ле Корбюзье в СССР

Ле Корбюзье и его жена Ивонна с друзьями

Ле Корбюзье и его жена Ивонна с друзьями

Ле Корбюзье и его жена Ивонна, Piquey, 1928

Ле Корбюзье и его жена Ивонна, Piquey, 1928

Ле Корбюзье и его жена Ивонна, Piquey, 1928

Ле Корбюзье в Рио-де-Жанейро, 1929

Ле Корбюзье в Рио-де-Жанейро, 1929

Ле Корбюзье на пути к пляжу в Рио-де-Жанейро, 1929

Ле Корбюзье на пути к пляжу в Рио-де-Жанейро, 1929

Ле Корбюзье и А. Монтейро де Карвальо (A. Monteiro de Carvalho), Рио-де-Жанейро, 1929

Ле Корбюзье и А. Монтейро де Карвальо (A. Monteiro de Carvalho), Рио-де-Жанейро, 1929

Ле Корбюзье и Жозефина Бейкер на борту "Лютеции", 1929

Ле Корбюзье и Жозефина Бейкер  на борту "Лютеции", 1929

Ле Корбюзье и Жозефина Бейкер на борту "Лютеции", 1929

Ле Корбюзье на борту "Лютеции", 1929

Ле Корбюзье на борту "Лютеции", 1929

Мебель Ле Корбюзье, представленная на Осеннем салоне в Париже, 1929

Мебель Ле Корбюзье, представленная на Осеннем салоне в Париже, 1929

Удостоверение личности Ле Корбюзье

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)