План города
Фрагменты из книги Ле Корбюзье «Градостроительство» (Urbanisme, Le Corbusier, 1924). Публикуются по изданию «Ле Корбюзье. Архитектура XX века». Перевод с французского В.Н. Зайцева. Под редакцией Топуридзе К.Т. Издательство «Прогресс». 1970.
Основные принципы:
1) ЛИКВИДАЦИЯ ЗАТОРОВ В ЦЕНТРЕ ГОРОДА.
2) УВЕЛИЧЕНИЕ ПЛОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.
3) УВЕЛИЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГО-РОДСКОГО ТРАНСПОРТА.
4) УВЕЛИЧЕНИЕ ПЛОЩАДИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ.
В центре — вокзал с посадочной площадкой для самолетов-такси.
Север — юг, восток — запад — дороги-эстакады для скоростных автомобилей (ширина 40 метров).
У подножия небоскребов и вокруг них — площадь 2400 метров X 1500 метров (3 640 000 кв. метров), покрытая садами, аллеями деревьев. В парках вокруг небоскребов расположены рестораны, кафе, первоклассные магазины, ступенчатые здания, состоящие из двух или трех террас, театры, концертные залы и т. п., гаражи или открытые стоянки автомобилей.
В небоскребах размещены учреждения.
Справа находятся большие общественные здания: музеи, ратуша, городские службы. Еще левее — английский сад (ландшафтный парк). Он является логическим продолжением центра города.
Справа от эстакады отходят ответвления в сторону складских помещений и промышленных кварталов с товарными станциями.
Город опоясывает зеленая защитная зона — лес и луга.
Вслед за ней идет широкий пояс городов-садов.
Итак, в центре — центральный вокзал:
а) платформа: аэропорт площадью 200 000 кв. метров;
б) антресоли-эстакада для движения скоростных автомобилей с одним-единственным перекрестком в виде спирального разъезда;
в) уровень мостовой: холлы и кассы метро, станции железных дорог пригородного и дальнего сообщения, аэровокзал;
г) первый подземный этаж: станции и линии метро;
д) второй подземный этаж: железнодорожные линии пригородного сообщения;
е) третий подземный этаж: железнодорожные линии дальнего следования (на север, на юг, на запад и на восток).
ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР
Он состоит из 24 небоскребов, каждый из которых способен вместить от 10 до 50 тысяч служащих. Деловой центр — это учреждения, гостиницы и т.п.; от 400 до 600 тысяч жителей.
Население города, живущее в домах с «уступами» или «замкнутых» корпусах, составляет 600 тысяч человек.
В городах-садах живет 2 миллиона человек или сверх этого.
На центральной площади расположены кафе, рестораны, первоклассные магазины, великолепный форум с зелеными массивами парков — зрелище, полное гармонии и красоты.
ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
а) Район небоскребов: 3 тысячи жителей на гектар;
б) кварталы корпусов с «уступами»: 305 жителей на гектар; квартиры высшей категории.
в) кварталы «замкнутых» корпусов: 300 жителей на гектар.
Столь высокая плотность застройки ведет к сокращению расстояний и обеспечивает быстроту сообщения между отдельными пунктами.
Примечание. Средняя плотность населения Парижа в черте города составляет 364 человек на гектар; Лондона — 158 человек; плотность наиболее перенаселенных парижских кварталов — 533 человека, в Лондоне — 422 человека на гектар.
ПЛОЩАДЬ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
В районах застройки зданиями типа а озеленено 95% всей территории (скверы, рестораны, театры).
В районах типа б — 85 процентов (сады, спортивные площадки).
В районах типа в — 48 процентов (сады, спортивные площадки).
УЧЕБНЫЙ И ГРАЖДАНСКИЙ ЦЕНТР
Университеты, художественные и политехнические музеи, общественные учреждения, ратуша.
Английский сад: его территория будет продолжением центральной части города.
Спортивные сооружения: автодром, ипподром, велодром, стадион, бассейн, цирк.
ЗЕЛЕНАЯ ЗАЩИТНАЯ ЗОНА (СОБСТВЕННОСТЬ ГОРОДА) С АЭРОДРОМОМ
Зона, свободная от всякой застройки и представляющая собой резерв для дальнейшего развития города в соответствии с планом, разрабатываемым муниципальными органами: лес, луга, спортивные площадки. Создание такой зоны путем скупки мелких владений в районах ближних предместий представляет собой одну из наиболее неотложных задач муниципалитета. Это обеспечит городу капитал, способный возрасти в десятикратном размере.
ПРОМЫШЛЕННЫЕ КВАРТАЛЫ * НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СТРОЕНИЯ
* Здесь предлагаются новые принципы проектирования промышленных кварталов. Последние застраивались, как правило, беспорядочно, были чрезвычайно грязными и неустроенными. Печальный парадокс. Промышленность, базирующаяся на строгом распорядке, должна развиваться планомерно. Какая-то часть индустриальных кварталов может быть заблаговременно застроена зданиями различных типов из стандартных элементов. Половина всей территории будет зарезервирована под застройку специализированными производственными помещениями. Необходимо внедрить в практику строительства заводских зданий дух серийности, обеспечить возможность беспрепятственного развития промышленных предприятий, прекратить строительство промышленных корпусов в случайных местах, что неминуемо приводит в дальнейшем к тесноте, и т. п.
Учреждения: 60-этажныо небоскребы без внутренних дворов.
Жилые корпуса с «уступами», без внутренних дворов; 6 двойных этажей; квартиры со всех сторон обращены к зеленым массивам.
Жилые «замкнутые» корпуса без внутренних дворов; 5 двойных этажей, висячие сады, система квартир с коммунальным обслуживанием (новый вид жилых домов); окна квартир выходят в сторону парков.
ЭСТЕТИКА, ЭКОНОМИЯ, СОВЕРШЕНСТВО, ДУХ СОВРЕМЕННОСТИ
Строить на вольном воздухе — такова потребность завтрашнего дня. В градостроительстве должна господствовать геометрия, ею должны диктоваться всякая линия чертежа и выбор всякого, пусть даже самого незначительного, решения.
Город наших дней гибнет оттого, что в нем отсутствует геометрия. Строить свободно, на вольном воздухе — это значит на месте несуразной, бессмысленной застройки произвести планомерную застройку. Вне этого нет спасения,
Чтобы ввести принцип серийности в градостроительную практику, необходима индустриализация строительства. Строительство — единственный вид экономической деятельности, которого до сих пор не коснулась индустриализация, то есть прогресс. Поэтому оно продолжает оставаться чрезмерно дорогостоящим.
Архитектор стал извращенно понимать цели своей профессии. Ему стала нравиться несуразная застройка, в которой якобы можно найти секрет оригинальных решений. Архитектор заблуждается. Впредь так можно строить лишь для богатых заказчиков, иначе строительство приносит убытки (муниципальному бюджету) либо качество его оказывается безнадежно плохим и не обеспечивает необходимых удобств. Автомобиль массового производства представляет собой шедевр удобства, точности, гармонии и вкуса.
Индустриализовав строительство, можно будет создать бригады строительных рабочих, столь же искусных и опытных, как рабочие-механики.
Профессия механика родилась двадцать лет назад, а теперь механики составляют высшую рабочую касту.
Профессия каменщика возникла... в незапамятные времена! Каменщик работает кустарно, походя все бьет, ломает и корежит материал. И здесь необходима индустриализация.
Персонал стройки будет распределен по системе Тэйлора на несколько категорий: вознаграждение каждого рабочего должно соответствовать проделанной работе.
Хаотичная застройка поглощает все творческие силы архитектора, истощает его энергию. Созданные такой ценой произведения оказываются, по существу, несуразными, колченогими недоносками. Они могут радовать лишь того, кто знает их подоплеку, прочим они просто непонятны.
Строить надо на вольном воздухе как в пределах черты города, так и вне ее.
В произведении, созданном с учетом экономии, иерархия отдельных элементов, основанная на геометрии, будет производить на зрителя глубокое художественное впечатление.
ЭСТЕТИКА ГОРОДА
Новый коэффициент городских расстояний (400 метров) определяет весь план города. Правильная, квадратная сетка улиц, пересекающихся через каждые 400 или 200 метров, единообразна (по такому плану туристу легче ориентироваться), и все же в городе нет двух похожих один на другой объектов. Стихии геометрии создают бурную симфонию.
Въезжаем в город через английский сад. Автомобиль проносится по эстакаде; видна величественная аллея небоскребов. Приближаемся к центру. 24 небоскреба создают перспективу, уходящую к горизонту; слева, справа от них или под ними общественные учреждения; на относительно небольшом пространстве расположены музеи и университеты.
И вот мы оказываемся у подножия первых небоскребов. Между ними обширное свободное пространство, а не узкий просвет, как в Нью-Йорке. Начинаются парки: живописные купы деревьев, лужайки. Невысокие строения удлиненных пропорций тянутся вдаль и теряются в кипени листвы. Куда девались претенциозные особняки? Перед нами многолюдный город, в котором нет суеты, где воздух чист, где шум затухает в листве деревьев. Хаотичный Нью-Йорк побежден. Перед нами современный, полный света город.
Автомобиль съехал с эстакады и замедлил ход, теперь он тихо катится вдоль жилых кварталов. Уступы зданий создают перспективу архитектурных планов. Сады, площадки для игр, для спорта. Повсюду небо, оно просматривается вплоть до горизонта. Горизонтальные линии крыш-террас пересекают четко рисующуюся зеленую бахрому висячих садов. Соразмерность архитектурных деталей подчеркивает твердую линию крупных массивов. Стеклянные геометрические объемы небоскребов смягчены голубой дымкой. Голубое небо отражается в их стеклянных фасадах. Чарующее зрелище: гигантские и в то же время лучезарные призмы.
Никакой монотонности — правильная сетка 400-метровых квадратов удивительным образом преображена архитектурой (уступы раздвигают сторону квадрата до 600 метров).
Путешественник, прибывающий на самолете из Константинополя, а быть может, и из Пекина среди беспокойных очертаний рек и лесов, вдруг замечает этот ясный контур города рисунок, созданный человеческой фантазией.
Смеркается. Стекла небоскребов отражают полыхающую зарю.
Это не опрометчивый футуризм, не пиротехнический трюк, призванный ошеломить зрителя. Это картина, созданная пластическими средствами Архитектуры, то есть игрой освещенных форм.
Добавить комментарий