От карты Европы через человеческое жилище к новому техническому и социальному балансу
Полный текст книги Ле Корбюзье «Жилая единица в Марселе» ("L'Unité d'habitation de Marseille", Le Corbusier, 1950). Публикуется по изданию «Ле Корбюзье. Архитектура XX века». Перевод с французского В.Н. Зайцева. Под редакцией Топуридзе К.Т. Издательство «Прогресс». 1970.
«Аскораль» (Ассамблея строителей — сторонников архитектурного обновления), основанная в 1942 году, издала книгу «Три человеческих установления», подготовленную секцией 5А-5В (промышленность, сельское хозяйство). В этой книге уточняется выбор мест и условий для современного труда, в том числе жилищных условий. Книга дает ответ на один из важнейших вопросов сегодняшнего дня, и ответ этот предусматривает переосвоение территории на основе трех человеческих установлений:
Сельское хозяйство. Промышленность. Обмен.
Это многообещающее решение: восстановив порядок там, где ныне царят сумятица и анархия (Нью-Йорк, Лондон, Париж, Буэнос-Айрес и т. д. и т. п.), можно будет, используя бесконечную сеть шоссе, железных дорог и водных путей, вернуться к извечному порядку передвижения человека по лику земли; современные дороги будут соответствовать тем путям, по которым люди двигались в доисторические времена.
Нынешний кризис радиально-концентрических промышленных городов будет преодолен; промышленные производства будут развернуты в линейных городах, вдоль взаимосвязанных дорог. Так появится новая карта Европы, не знающая государственных границ. Дорога связывает, объединяет, примиряет. На западе суда продолжают ее до Нового Света; на востоке она уходит на родину древних цивилизаций: к арабам, в Индию, в Китай — туда, где после внимательного изучения вопроса общественное мнение найдет наконец способ избавить машинную цивилизацию от придавившего ее бремени блеска и нищеты.
Структура трех человеческих установлений определяется суточным циклом, который задает ритм всей деятельности людей. Жить в доме, работать, упражнять тело и дух, перемещаться в пространстве —- эти ежедневные человеческие функции приведены в полное соответствие одна с другой; все меры основаны на человеческом масштабе; в жизни людей восстановлены естественные условия (на работе и дома); «жилой комплекс соответствующего размера» помещен в наиболее благоприятную среду.
Планы застройки Сен-Дие и Ла-Рошели (Ла-Паллиса на побережье океана), содержавшие «жилые комплексы соответствующего размера», были отвергнуты с насмешкой или с зубовным скрежетом (крупные и мелкие буржуа, мелкие собственники и представители левых — все единогласно высказались против).
Жилой комплекс в Марселе — это подтверждение правильности принципа «соответствующего размера», это его конкретное выражение. Бывают размеры слишком малые и слишком большие. Хорошее хозяйство всегда имеет соответствующий размер. Его-то и следует искать, учитывая совокупность всех существующих факторов.
С 1907 по 1950 год я вел непрестанные поиски: я считал жилище храмом семейства, сооружением, достойным труда, внимания и любви строителя; если существует на свете святая профессия, то это строительство жилья. Ныне она испоганена спекулянтами и заброшена специалистами.
«МОДУЛЁР», 1942—1948 гг.
Это система, имеющая целью ввести в архитектуру и механику размеры и габариты, согласованные с человеческими масштабами, увязать с бесконечным разнообразием чисел те основные жизненные ценности, которые завоевывает человек, осваивая пространство. Прошло шесть лет исследований и опытов, и «модулёр» дал о себе знать. Марсельский комплекс строился с учетом этой системы. Именно поэтому столь крупное сооружение кажется вполне уместным, светлым, элегантным и человечным.
ОГОНЬ, ОЧАГ
Стараясь постигнуть суть проблемы, мы в конце концов приходим к первичной клетке, к основной ячейке общества — к семье. И здесь речь заходит об огне, то есть о месте, где люди готовят себе пищу. Когда-то в деревнях но огням велся учет семей, говорили: в таком-то селении столько-то огней (то есть дворов).
То же самое значит и очаг.
Когда суть дела найдена, ее следует принять во внимание. Марсельский комплекс начинается с огня, с очага для каждого семейства. Он рассчитан на 350 семей, и в нем 350 огней. Все остальное — приложение.
ХИЖИНА ДИКАРЯ — ПАЛАТКА КОЧЕВНИКА
В течение многих веков города людей белой расы по соображениям военной безопасности застраиваются вдоль улиц. Дома выходят на улицы; последние имеют самые разнообразные направления, либо правильные, либо неправильные; форма домов совершенно произвольна, не существует никакого единого типа, единого способа постройки. В таких условиях невозможно изготовлять или производить дома в ритме машинного производства. Архитектура осталась за бортом современности; жилище не является естественным продуктом механизированного общества; в этом вопросе последнее оказалось несостоятельным.
Хижина дикаря, напротив, обладает всеми достоинствами типового сооружения. Она единственная для определенных условий.
Палатка кочевника — тоже типовое сооружение. Пролетая на самолете над степью, можно отметить безукоризненное единообразие кочевий; это единство может быть иным в другой или в третьей степи, в зависимости от силы и направления ветра и от других подобных условий.
Хижина дикаря, палатка кочевника — это дома людей, подчиняющихся определенному закону.
Добавить комментарий