1900—1918
Полный текст автобиографической книги «Ле Корбюзье. Творческий путь» ("L'Atelier de la recherche patiente" (Мастерская терпеливого исследования), Le Corbusier, 1960). Перевод с французского Ж. Розенбаума. Публикуется по изданию 1970 года (Стройиздат, Москва).
С тринадцатилетнего возраста до семнадцати лет Ле Корбюзье гравирует крышки от часов и занимается ювелирным делом, искусно владея молотком и инструментом...
В семнадцать с половиной лет он строит свое первое сооружение — виллу с ее внутренней отделкой. Изучает природу.
В девятнадцать лет на заработанные деньги Ле Корбюзье едет в Италию, «чтобы увидеть». ...1907 год — Будапешт, Вена. В феврале 1908 года он в Париже. Ле Корбюзье зарабатывает себе на жизнь, работая у Огюста Перре. В то время этого архитектора сурово критиковали за то, что он работал подрядчиком на собственных стройках, что, по мнению его коллег, было равносильно преступлению против архитектуры! 1910 год. Ле Корбюзье уезжает в горы, где по книгам изучает расчеты железобетонных конструкций. 1910 год — Мюнхен, затем Берлин. 1911 год — отъезд на Восток. Ле Корбюзье путешествует с мешком за спиной; он побывал в Праге, на Дунае, в Сербии, Румынии, Болгарии, Турции (Константинополе), Средней Азии. Двадцать один день на горе Афон посвящается изучению византийской живописи; шесть недель в Афинах и Акрополе. Колонны северного фасада и архитрав Парфенона еще разбросаны по земле, что позволяет прочувствовать пластику и модуляцию деталей, если проводить по ним пальцами. Ле Корбюзье открывает, что действительность не имеет ничего общего с тем, как это изложено в учебниках. Здесь каждая вещь — откровение; игра солнечного света... К этому времени относится его наиважнейший и непререкаемый совет: поверить можно лишь после того, как увидел, обмерил... и потрогал пальцами!
Такова была архитектурная школа Ле Корбюзье. Она ему дала знания; она раскрыла окна и двери перед ним, открыла дорогу в будущее.
Жизнь, прошедшая через пятьдесят два года битв, поражений, угроз, не поколебала наивности и простодушия, которые были необходимы, чтобы покорять неизведанное. Тяготы, выпавшие на долю Корбюзье, не стали препятствием на пути к молодости... не помешали ему остаться молодым и стать молодым.
Новая секция Школы искусства Ля Шо-де-Фон; директор школы и учитель этого класса Леплатенье (непрофессиональный педагог) преподает по новейшим методам. Свободный в своих воззрениях, он способствует формированию передовых взглядов учеников. В период с 1900 по 1910 г. Ле Корбюзье изучает природу: формообразование скал, растения, корневые системы и т. д.
В классной библиотеке этой школы находилась замечательная книга Оуэна Джонса «История орнамента». Украшение — это дело спорное, но орнамент чист и прост, как знак; это синтез и результат упорядочения. Создание «орнамента» было обязательной дисциплиной в секции Леплатенье.
Часы, отчеканенные Шарлем-Эдуардом Жаннере в пятнадцатилетием возрасте, с применением серебра, стали, меди, золота и других металлов, получают почетный диплом на Международной выставке декоративного искусства в Турине в 1902 году.
Ля Шо-де-Фон — это 1000 метров над уровнем моря, суровые зимы, природа, характерная для высокогорного Юра. Особенно внимательно будущий Ле Корбюзье изучает строение ели — дерева, столь присущего этим местам.
Случайно и совершенно неожиданно молодой Шарль-Эдуард Жаннере начинает тщательно изучать и проводить математический анализ пропорциональных отношений в природе, что сорок лет спустя приведет его к открытию Модулора.
Характерное изображение Каабы — мечети в Мекке
Стены Византии, мечеть Султана Ахмеда, Святая София, Великий сераль.
«Внесите в ваши досье, господа строители городов, силуэты!!!»
Сулейман-джами. Турецкие купола повторяют византийские.
«Курятники» Теофиля Готье; турецкие деревянные дома в районе Босфора…, столь красивые и монументальные.
Голубиная или Тюльпанная мечеть: дворы, портики и даже… мотивы рококо в Стамбуле!
Парфенон воспринимается, потому что он сбит с оси!
Со стороны Пропилей просматривается море и Пелопонес
1911 год. Афинский Акрополь. Разве вы видите здесь чертежи Виньолы и проекты, получившие Римские премии? Где же здесь величественные осевые композиции? Здесь: истинные человеческие размеры. …Все достигается пропорциями, и этого достаточно!
Когда путешествуют и изучают зримые объекты: архитектуру, живопись или скульптуру, то смотрят и зарисовывают для того, чтобы постичь видимые вещи, понять и запомнить их. Когда вещи проникли в ваше сознание в результате работы карандашом, они остаются в вас на всю жизнь, они написаны; они записаны. Фотоаппарат — орудие лени, так как вы доверяете механическому прибору миссию видеть и фиксировать за себя. Рисовать самому, следить за абрисом профиля, заполнять поверхности, узнавать объемы и т. д. — это прежде всего смотреть, быть способным наблюдать, даже открывать... В этот момент у вас проявляется способность изобретать. Процесс изобретательства приводит к созиданию; все существо вовлечено в действие; это действие знаменует вершину. Другие остались пассивными; вы же, вы видели!
Если вы будете зарисовывать помпейские дома, которые по учебникам вы считали традиционно симметричными, то ваш карандаш откроет поразительные асимметрии и неожиданные симметрии (посмотрите на рисунки!).
Если вы зарисуете Пизанскую башню, сильно наклонившуюся по отношению к собору или баптистерию, то почувствуете что это удивительное сооружение необыкновенно поэтично. Объясните это! Попытайтесь понять это для себя!
Если вы пойдете в музей замка Святого Ангела в Риме, зарисуйте костюмы итальянского театра: Арлекина, Полишинеля, Панталоне и др. — и в вашем сознании навсегда запечатлеются мастерство и стиль, привнесенные в театральное представление.
Если вам доведется увидеть Рим как городской комплекс, состоящий из горизонталей, цилиндрических или полигональных призм, вам никогда больше не захочется создавать гнусные шутовские нагромождения с фронтонами, колоннами, куполами и т. д. ...и с этими многоосевыми композициями.
Пиза. 1911 год.
Помпеи. 1911 год.
1914 год. «Дом-Ино». В то время создание такого дома было неожиданным изобретением. Здесь угаданы возможности железобетона и строительство из типовых элементов, найден человеческий масштаб. До нашего времени строительство домов этого типа не нашло применения ни в годы реконструктивных работ после 1918 года, ни после 1945 года. Это было слишком ново!
Париж — это город, в котором всегда все правильно, потому что он заполнен великолепными произведениями, вписанными в него с неоспоримым величием.
Ле Корбюзье говорил: «Париж, это город, который я любил, я обошел его пешком от края до края и во всех направлениях, когда мне было двадцать лет! — Тот Париж, судьба которого в наши дни заставляет содрогаться из-за того, что некоторые поверхностные, зловещие или, быть может, бессознательные умы пытаются нанести ущерб его основной биологии».
Проект виллы для Поля Пуаре. Первый контакт с утонченной клиентурой. 1921 год.
Шартр ночью.
Добавить комментарий