Конкурсный проект на здание Объединённых Наций в Нью-Йорке (United Nations headquarters), New York City. 1947-1952
Архитектор: | Ле Корбюзье. Le Corbusier (консультант) |
Здание: | Здание Объединённых Наций (United Nations headquarters) |
Место: | Нью-Йорк (New York City) |
Время: | 1947-1952 |
Состояние: | Конкурсный проект |
Источники: | fondationlecorbusier.fr; Ле Корбюзье. Творческий путь; ВИА |
Уоллес Гаррисон был выдвинут в качестве руководителя проекта здания ООН в Нью-Йорке. К проектированию здания ООН в числе других архитекторов были привлечены, кроме американцев, Ле Корбюзье (Франция), О. Нимейер (Бразилия), С. Маркелиус (Швеция), М. Новицкий (Польша) и инж. Н. Д. Басов (СССР). Однако под давлением американских строительных фирм и банков выполнение окончательного проекта было передано фирме «Гаррисон и Абрамович». В итоге на набережной Ист Ривер в 1952 г. был воздвигнут комплекс, состоящий из 39-этажной пластины Секретариата и прилегающего к нему пониженного объема зала Ассамблеи. В основу композиции лег один из эскизов Ле Корбюзье.
Архитектурная фирма, руководимая Гаррисоном и Абрамовичем, выполнила проекты ряда общественных зданий, главным образом высотных, из которых следует выделить небоскреб крупнейшей алюминиевой компании «Алкоа» в Питтсбурге (1952), облицованный в целях рекламы штампованными алюминиевыми панелями, и здание нью-йоркского центра стекольной промышленности (1953), выполненное по тем же соображениям преимущественно из стекла. Стилистическая направленность проектов фирмы оставалась в рамках быстро изменяющейся конъюнктуры архитектурной моды с эволюцией от приемов «международного стиля», до неоклассицизма.
Всеобщая история архитектуры. Том 11
В 1946 году французское правительство направляет Ле Корбюзье в Нью-Йорк в качестве своего делегата в «Комиссию по отводу участка» для строительства зданий ООН в числе девяти представителей от разных стран. Ему поручается защищать принципы современной архитектуры и градостроительства в Организации Объединенных Наций. В Нью-Йорке Ле Корбюзье изумлен и поражен характером обсуждений и направленностью работы этой комиссии. Через шесть недель он покидает комиссию, заявив: «Я возвращаюсь в Париж. Во всяком случае до отъезда я вручу Вам «доклад меньшинства». Председатель комиссии спрашивает: «Что это за сумасшедшего прислала нам Франция?» Несколько дней спустя министр Ноэль Бекер скажет этому председателю: «У Вас работает г-н Ле Корбюзье? Это великий деятель нашего времени!» Ле Корбюзье возвращается в Нью-Йорк на пять месяцев с тем, чтобы вести борьбу. Его «доклад меньшинства» (Доклад французского делегата), после того, как он был опубликован в приложении №1 памятки «Комиссии 54 наций», произвел эффект разорвавшейся бомбы. Министр Колумбии Зулета, председатель комиссии, заявил, что «этот доклад достоин Монтеня!».
...Через восемь месяцев Ассамблея ООН утверждает участок близ 42-й улицы на Ист Ривер в Нью-Йорке, одобрив таким образом предложение Ле Корбюзье. Но! В своем единственном выступлении в Комиссии 54 наций Ле Корбюзье сказал: «Если вы еще не утратили чувство юмора..., то согласитесь, что отведенный вами участок для строительства зданий ООН в 1500 раз меньше того, которого требовала комиссия!...».
Двадцать дней спустя ООН, выражая свое доверие Ле Корбюзье, назначает его одним из экспертов в новую комиссию по строительству Дворца Объединенных Наций на Ист Ривер. Ле Корбюзье выполняет проект и возглавляет мастерскую в RKO Building (Нью-Йорк, Рокфеллер центр) с 25 января по конец июня 1947 года (в течение 5 месяцев)... После этого ему наносится ужаснейший удар. Ле Корбюзье отстраняется от работы над проектом.
LC 1960
Новая архитектура родилась в Нью-Йорке. Еще в 1935 году Ле Корбюзье писал: «Ваши небоскребы слишком малы и слишком многочисленны» (заголовок статьи, помещенной в газете «Нью-Йорк Геральд» в 1935 г.).
«Доклад меньшинства», подготовленный Ле Корбюзье, был направлен против решений Комиссии. Доклад Комиссии требовал приобретения территории площадью 40 квадратных миль, то есть 26500 акров, что соответствовало площади, равной трем островам Манхеттен. На этой территории предполагалось разместить ведомство Трюгве Ли, с его секретариатом. В результате происшедших событий площадь приобретенного участка уменьшилась с 26500 акров до 17 акров. То есть участок оказался в 1500 раз меньше!!! Проект Ле Корбюзье предлагал постановку высотного здания типа «Лучезарного города» на берегу Ист Ривер, что неминуемо повлекло бы за собой реконструкцию этой части города. К 26 февраля 1947 года Ле Корбюзье закончил этот проект в Нью-Йорке. Гаррисон советовал ему торопиться, так как остальные эксперты из состава комиссии должны были вскоре прибыть. Дальнейшее развитие событий известно: высотное здание, первое из сооружений такого рода, которое все называют «Небоскреб Ле Корбюзье», возвышается над Нью-Йорком. Но Ле Корбюзье лишен авторских прав. Это было грубейшим нарушением законов дружбы, чести и авторского права.
LC 1960
При постройке комплекса зданий Объединенных Наций в 1947 г. в Нью-Йорке, двадцать лет спустя после женевского конкурса, ситуация была несколько другой. Учитывая опыт строительства здания Лиги Наций, ООН не проводила международного конкурса, а выбрала десять архитекторов из разных стран: среди них Ле Корбюзье из Франции, Свен Маркелиус из Швеции, Оскар Нимейер из Бразилии и другие. Все они были известнейшими архитекторами и в течение многих лет делегатами CIAM. Летом 1947 г. можно было видеть, как они дружно работали за чертежными досками в одном помещении. Каждый из них вносил свой вклад в целое. Маркелиус, например, создал проект обширного жилого массива для служащих ООН на берегу Ист-Ривер — противоположном тому, на котором находится здание ООН. В конце концов все мнения сошлись на том, что проект 23А, разработанный Ле Корбюзье, следует рекомендовать к осуществлению.
Председателем этой группы из десяти архитекторов был назначен американец Уоллес Гаррисон.
Гаррисон, назначенный единственным ответственным директором проекта, возглавил Главное управление по строительству комплекса зданий ООН. Этим закончился благоприятный этап, который был таким обнадеживающим и протекал в атмосфере дружбы и сотрудничества. Не следует забывать, что спустя двадцать лет после злополучной истории со строительством Дворца Лиги Наций Французская академия не имела уже никакого влияния. Сам Гаррисон занимал позицию, близкую современному искусству. Со стороны Гаррисона стремление осуществить строительство здания ООН самому и связать его со своим именем было вопросом личного честолюбия. Можно было рассчитывать, что у Гаррисона хватит скромности, следуя объективному пониманию своих задач, осуществить руководство по выполнению проекта Ле Корбюзье в соответствии с архитектурным, конструктивным и планировочным замыслом автора, как это он делал, будучи сотрудником архитектурной мастерской Рокфеллер-центра. Однако ничего из этого не вышло. Для сооружения здания, которое должно было служить символом крупнейшего международного форума, нужен был гений. Возомнив себя гением, Гаррисон сохранил лишь внешний вид здания в соответствии с проектом Ле Корбюзье, но, не обладая талантом последнего, не смог справиться с задачей в целом.
К тому времени, как строительство комплекса здания ООН подходило к концу, редактор одной нью-йоркской архитектурной газеты предложил мне высказать свое мнение по этому поводу. Я осмотрел вместе с Гаррисоном весь комплекс, но отказался изложить свою точку зрения. Я хотел, между прочим, посмотреть здания в эксплуатации. Мое мнение в то время было таким же, как и сейчас. В архитектуре большого зала заседаний проявилась потрясающая беспомощность в решении обширного пространства, и я был поражен, обнаружив такое же положение вещей и в осуществленном высотном здании-пластине секретариата ООН.
Мы не станем здесь останавливаться на других подробностях, которые в совокупности показывают, что комплекс не будет представлять собой шедевра, как это можно было ожидать, судя по проекту Ле Корбюзье.
Зигфрид Гидион. Пространство, время, архитектура (Sigfried Giedion. "Raum, Zeit, Architektur")
Добавить комментарий