Карпентер-Центр Визуальных Искусств (Carpenter Center for the Visual Arts), Harvard University, Cambridge, Massachusetts, США. 1962
Архитектор: | Ле Корбюзье. Le Corbusier |
Здание: | Карпентер-Центр Визуальных Искусств (Carpenter Center for the Visual Arts) |
Место: | Harvard University, 24 Quincy Street, Cambridge, Massachusetts, США |
Время: | 1962 |
Источники: | fondationlecorbusier.fr; flickr.com |
Центр по изучению изобразительного искусства при Гарвардском университете, которому более подходило бы название «Центр наглядного обучения», предназначен для студентов, специальности которых не имеют ничего общего с изобразительным искусством,— юристов, экономистов, медиков, физиков, химиков, психологов, философов и др.
Обучение в этом центре призвано привить студентам художественное видение мира. И это в электронный век, когда средства визуального контакта начинают играть важнейшую роль в педагогике.
Здание центра находится в узком пространстве между двумя университетскими зданиями — музеем Фогга и факультетским клубом и между двумя улицами, что лишило Ле Корбюзье возможности показать пластическую мощь сооружения. Центральная часть здания имеет форму куба, который выходит на обе улицы. К нему примыкает выступающая, закругленная часть. Башня, в которой находится лифт, возвышается над зданием. Характерная особенность здания центра — S-образный пандус, образующий въезд к зданию. Он выходит на обе улицы, проходя к форме туннеля сквозь второй этаж здания, и служит как бы символом моста, соединяющего с внешним миром, символом той роли, которую должен играть центр.
Возникновение Карпентер-центра. Несколько лет назад был поставлен вопрос о создании проекта центра искусствоведения при Гарвардском университете. В качестве архитектора был приглашен Ле Корбюзье. Это был первый заказ, который Ле Корбюзье выполнил для США после неудачи, связанной с проектом здания ООН.
До начала работы над проектом Ле Корбюзье только один раз приезжал в Гарвард для ознакомления с ситуацией и участком, предназначенным для постройки.
Мы не имели права сообщить студентам, когда точно прибудет Ле Корбюзье. Несмотря на это, все они были на аэродроме. Студенты обиделись, что от них хотели сохранить втайне приезд зодчего, и «отомстили» так: вдоль стен большого вестибюля Робинзон-холла, центра архитектурного факультета, большими штрихами углем были нарисованы индейцы на тропе войны, ищущие следы Ле Корбюзье. В конце концов они находят его в образе знаменитого Модулора...
Планировка. Как уже говорилось, Карпентер-центр предназначался для развития способностей эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства. Для этого института не существует общепринятого плана занятий, который легко составить для физического или химического института. Поэтому нет и детально разработанной программы. Ле Корбюзье было поручено создать помещения универсального назначения с гибкой планировкой. В этом таилась опасность, что эти помещения будут похожи на склад. Достоинства и недостатки проекта стали мне ясны весной 1964 г., когда я читал лекции и проводил семинары в Карпентер-центре.
В первом этаже находятся помещения, оборудованные для фотографических и кинематографических опытов, а также демонстрационный зал, который теперь приходится использовать как аудиторию. Отсутствие специальной аудитории на 200—300 человек сильно чувствуется.
Первый и второй этажи с их пластическим моделированием предназначены для мастерских, где проводится наглядное обучение. По моему мнению, назначение третьего этажа еще окончательно не определилось. Когда связи между факультетами станут более тесными, к существующим помещениям для проведения семинаров придется добавить еще аудитории, а также создать небольшую справочную библиотеку и выделить помещение для коллоквиумов.
На четвертом этаже расположена только обширная мастерская скульптуры Мирко.
Ле Корбюзье, несомненно, понимал неполноценность программы строительства. Под пластически выступающими вперед объемами мастерских, под столбами, возникли ничем не заполненные пространства, которые трудно было использовать. Ле Корбюзье легко мог бы найти возможность включить в широкую программу строительства создание недостающего помещения большой аудитории.
Зигфрид Гидион. Пространство, время, архитектура (Sigfried Giedion. "Raum, Zeit, Architektur")
Добавить комментарий