1940—1960
Полный текст автобиографической книги «Ле Корбюзье. Творческий путь» ("L'Atelier de la recherche patiente" (Мастерская терпеливого исследования), Le Corbusier, 1960). Перевод с французского Ж. Розенбаума. Публикуется по изданию 1970 года (Стройиздат, Москва).
1939 год, сентябрь, война! Министр вооруженных сил Рауль Дотри поручает Ле Корбюзье строительство завода боеприпасов для фирмы «Мутье-Розей», представляющего собой воспроизведение идеи «Зеленого завода». (Основа грядущих проектов «Линейных промышленных городов» из «Трех форм расселения человечества» 1942 и 1950 годы). Во время оккупации Ле Корбюзье живет в заброшенной ферме у подножия Пиренеев. Пьер Жаннере также покидает мастерскую на улице де Севр и присоединяется к нему. Ожидания и раздумья. Живописное творчество сведено к эскизированию на газетной бумаге. Рисунки гуашью, сделанные в тот период, впоследствии получат высокую оценку. По эскизам скульптур, выполненным Ле Корбюзье, столяр-краснодеревец из Бретании Савина сделает выразительные скульптуры из дерева.
Лишенный каких-либо частных или официальных заказов, Корбюзье издает книги: «На перепутье», «Судьба Парижа», «Дом для человека» (текст последней книги написан Франсуа де Пиеррефе), «Афинскую Хартию» (не подписанную Ле Корбюзье, но с вводной статьей Жана Жироду). В 1943 году Ле Корбюзье основывает АСКОРАЛ (Ассамблею строителей ради обновления архитектуры). В одиннадцати секциях и подсекциях этой ассамблеи объединилось от четырех до десяти человек разного возраста и представителей различных профессий. Секции собирались по 2 раза в месяц. В течение каждого месяца Корбюзье председательствует на всех 22 заседаниях комитетов. Секции такие: 1) общие идеи и синтез; 2) уметь жить (задачи преподавания в начальной школе); 3) нормализация жилых комплексов, с подсекциями: а) внутреннее оборудование жилища; б) строительство жилища; в) индустриализация жилищного строительства; 4) здоровье; 5) труд: а) сельское хозяйство, б) промышленность; 6) фольклор; 7) финансирование и законодательство; 8) подрядные организации.
Перечень секций завершался кратким примечанием, приобретающим особенное значение в наше время: «Вся эта деятельность посвящена жилищу, рассматриваемому нами как основа градостроительного творчества».
Заседания АСКОРАЛ происходили в разных местах Парижа, и в частности в мастерской на улице де Севр, которая к тому времени была разграблена оккупантами и заброшена.
Вскоре после освобождения Франции первый министр по вопросам реконструкции Рауль Дотри спрашивает Ле Корбюзье:
— Над реконструкцией какого города Вы работаете?
— Никакого!
— Какое здание Вы строите?
— Ничего не строю!
— Город Ля Рошель еще оккупирован; есть предположение, что при отступлении вражеская армия разрушит его. Желали бы Вы выполнить генеральный план для города Ля Рошель — Палис* (Ля Палис — это глубоководный морской порт, непосредственно примыкающий к городу Ля Рошель)?
В это же время Ле Корбюзье получает заказ от пострадавших промышленников на составление проекта восстановления разрушенного города Сен Дие (департамент Вогезы). Проекты реконструкции Сен Дие и Ля Рошель, а также генеральный план африканского города Немура — наиболее выдающиеся произведения Ле Корбюзье, в которых заложены наивысшие градостроительные принципы, изложенные в Афинской Хартии. Эти проекты не были рассмотрены и оценены тем, кто возглавлял дело градостроительства во Франции в течение 15 лет. До нашего времени Ле Корбюзье официально числится главным архитектором города Ля Рошель, но с 1947 года его никто ни разу не приглашал в этот город; в течение 13 лет ему не оплачивали эту работу... В США план города Сен Дие получил всенародное признание как «выражение французского возрождения». Его демонстрировали на передвижных выставках в США и Канаде.
В 1946 году французское правительство направляет Ле Корбюзье в Нью-Йорк в качестве своего делегата в «Комиссию по отводу участка» для строительства зданий ООН в числе девяти представителей от разных стран. Ему поручается защищать принципы современной архитектуры и градостроительства в Организации Объединенных Наций. В Нью-Йорке Ле Корбюзье изумлен и поражен характером обсуждений и направленностью работы этой комиссии. Через шесть недель он покидает комиссию, заявив: «Я возвращаюсь в Париж. Во всяком случае до отъезда я вручу Вам «доклад меньшинства». Председатель комиссии спрашивает: «Что это за сумасшедшего прислала нам Франция?» Несколько дней спустя министр Ноэль Бекер скажет этому председателю: «У Вас работает г-н Ле Корбюзье? Это великий деятель нашего времени!» Ле Корбюзье возвращается в Нью-Йорк на пять месяцев с тем, чтобы вести борьбу. Его «доклад меньшинства» (Доклад французского делегата), после того, как он был опубликован в приложении №1 памятки «Комиссии 54 наций», произвел эффект разорвавшейся бомбы. Министр Колумбии Зулета, председатель комиссии, заявил, что «этот доклад достоин Монтеня!».
...Через восемь месяцев Ассамблея ООН утверждает участок близ 42-й улицы на Ист Ривер в Нью-Йорке, одобрив таким образом предложение Ле Корбюзье. Но! В своем единственном выступлении в Комиссии 54 наций Ле Корбюзье сказал: «Если вы еще не утратили чувство юмора..., то согласитесь, что отведенный вами участок для строительства зданий ООН в 1500 раз меньше того, которого требовала комиссия!...».
Двадцать дней спустя ООН, выражая свое доверие Ле Корбюзье, назначает его одним из экспертов в новую комиссию по строительству Дворца Объединенных Наций на Ист Ривер. Ле Корбюзье выполняет проект и возглавляет мастерскую в RKO Building (Нью-Йорк, Рокфеллер центр) с 25 января по конец июня 1947 года (в течение 5 месяцев)... После этого ему наносится ужаснейший удар. Ле Корбюзье отстраняется от работы над проектом.
В 1945 году Министр по вопросам реконструкции Франции Рауль Дотри заключает соглашение с Ле Корбюзье на строительство в Марселе «Жилой единицы». Ле Корбюзье дает согласие на это строительство при непременном условии освободить его от подчинения действующим нормативам. С этим условием согласились, и Ле Корбюзье приступает к проектированию и строительству марсельской «Единицы». Затем — пять лет неистовых бурь, надругательств и жестоких предательств; нападки разъяренной и подстрекаемой прессы. Министр строительства Клодиус Пети проявляет смелость, став на защиту Ле Корбюзье. Когда «Единица» на бульваре Мишле в Марселе была построена, против Ле Корбюзье затевается судебное дело с предъявлением иска в 20 млн. франков за нанесение ущерба природе Франции. В качестве истца выступает 80-летний президент никому не известного «Общества по охране ландшафта Франции»... Общество проигрывает процесс! Теперь внимание всего населения Марселя обращено на объект, который в течение пяти лет считался его несчастьем и позором. «Единица» получает наименование «Дом Ле Корбюзье». На многочисленных перекрестках города устанавливают указатели с его наименованием. Один из банков (совместно с государственными органами) организует концессию по эксплуатации здания как туристского объекта и зарабатывает на этом тридцать миллионов, не отчислив ни единого франка проектировщикам из мастерской на улице де Севр, 35...
Марсельская «Единица» стала учебным центром международного значения.
Рабочий кооператив города Нант-Резе строит вторую «Единицу», третья возводится в Западном Берлине в лучшем месте города — на Олимпийском холме. К сожалению, проект без согласования с автором был изменен с расчетом на применение стандартных строительных деталей. Один из тех, кто финансировал это строительство, высказал мысль, что подобные здания следует строить для одиночек или для бездетных семей... Поистине драматическая ситуация!
В наши дни завершается строительство четвертой «Единицы» в лесном массиве в Лотарингии. В городе Мо будут построены пять объединенных в единый комплекс «Единиц», возводимых новейшими индустриальными методами. Десятая будет возвышаться над городом Фермини во Франции* (В феврале 1968 года высотное здание «Жилой Единицы» по проекту Ле Корбюзье в г. Фермини было сдано в эксплуатацию. (Прим. пер.)).
Вот основная идея «Жилой Единицы»:
«Если вы стремитесь жить с вашей семьей в обстановке задушевной дружбы, в тишине и покое, среди природы, объединяйтесь по 2 тыс. человек (мужчин, женщин и детей); входите в дом через одну дверь; пользуйтесь четырьмя лифтами, вмещающими по 20 человек, которые доставят вас в любую из восьми внутренних улиц, расположенных одна над другой. Там вы будете жить в уединении и тишине; солнце, воздух и зелень заполнят ваши окна. Дети ваши будут играть на траве или в саду на крыше дома»...
К 1950 году Президент медицинского общества департамента Сены заполнил французскую прессу тревожными сообщениями о том, что Ле Корбюзье удесятерит число душевнобольных во Франции из-за скученности и шума в выстроенном им доме. Представитель Министерства градостроительства распространит эту тревогу по Марселю. Год спустя, когда тишина и полная изолированность квартир будут подтверждены жизнью..., он же будет утверждать, что в этих домах люди испытывают «трагическое одиночество!...».
1953 год. Триумфальное открытие Марсельской «Единицы» министром Клодиусом Пети. На фотографиях, посвященных этой церемонии, мы видим счастливо улыбающегося, наиболее ожесточенного противника этого строительства из Марсельского муниципалитета, который стоит рядом с Ле Корбюзье.
1948 год. Художником Пьером Бодуэном овладевает мысль, что Ле Корбюзье смог бы содействовать развитию производства ковровых изделий. С великим терпением, преодолевая упорство противников, Бодуэну удается наладить производство декоративных ковров в городе Обюссоне. Ковры изготовляются в больших количествах, Ле Корбюзье называет их «Мюральномад»* (Настенное украшение жилища кочевников (Прим. пер.)). Этим он хотел подчеркнуть, что в наши дни, во времена развития стенной живописи, ковровому искусству присущи те же, что и в прошлом, функции украшения интерьера, но на этот раз стена покрыта шерстяным ковром. Минимальная высота таких ковров 220 см, как правило, они занимают всю стену, достигая ширины 226, 295, 366, 470 см и т.д. ...В некоторых условиях стены, покрытые ковром из шерсти, выполняют акустическую функцию.
1956 год. Ле Корбюзье исполняет в Кашмире по своему рисунку ковер площадью 650 м2. Для зала президентского дворца в Чандигархе в Индии изготовляется ковер площадью 144 м2, а для восьми других залов — восемь ковров по 64 м2. В Токио архитектор Сакакура (бывший сотрудник мастерской на ул. де Севр в Париже) помещает на одной из стен построенного им театра ковер площадью 210 м2, подписанный Ле Корбюзье. Это единственная и весьма выразительная поверхность, украшающая зал.
В ноябре 1950 года в мастерскую на ул. де Севр пришли два человека, чтобы проконсультироваться с Ле Корбюзье по вопросу проектирования новой столицы штата Пенджаб (Индия). Это были П. Н. Тхапар — секретарь Государственного проектного института Пенджаба и П. Л. Варма — главный инженер штата Пенджаб. Тхапар разработал юридический статут города (выдержанный в своеобразном оксфордском духе), Варма подыскал территорию для размещения нового города. Эти два человека являются инициаторами создания новой столицы, но они взяли на себя лишь функции административного порядка. Градостроительная и архитектурная часть были поручены Ле Корбюзье.
Д. Неру посетил Чандигарх и проникся доверием и уважением к авторам проекта. В продолжение девяти лет Джавахарлал Неру помогал Ле Корбюзье в его работе над Чандигархом.
1951 год. Ле Корбюзье официально назначается автором проекта здания ЮНЕСКО в Париже. Но, к сожалению, и это обстоятельство не помогло ему стать автором этого проекта. Когда 23 июня 1951 года на пленарном заседании ЮНЕСКО Карнейро (Бразилия) внес предложение о поручении почетного задания Ле Корбюзье, в США было наложено вето на его предложение. На следующий день посол США в Париже при большом стечении народа в здании американского посольства сообщил о присвоении Ле Корбюзье звания Почетного члена нью-йоркского Национального института искусства и гуманитарных наук. В заключительной части своей речи он сказал:
«Итак, господин Ле Корбюзье, настал момент для того, чтобы Вы приступили к созданию крупных произведений!»...
«Разрешите сказать несколько слов, господин посол,— возразил Ле Корбюзье,— не ранее как вчера ваше правительство наложило вето на мое участие в проектировании здания ЮНЕСКО для Парижа».
Вето было наложено также на два других предложения Комитета пяти экспертов, первым из которых по предложению Карнейро был назначен Ле Корбюзье. Остальные четыре члена этой пятерки были назначены по рекомендации последнего. Это — Вальтер Гропиус, Лусиу Коста, Свен Маркелиус и Эрнесто Роджерс. Этой группе выдающихся деятелей CИAMa (из Германии, Бразилии, Швеции, Италии, Франции) было поручено осуществлять общее руководство авторской группой инженеров и архитекторов.
Разработка генерального плана города Боготы в 1951 году стала возможной в итоге взаимного дружеского уважения, установившегося между министром Зулета и Ле Корбюзье в ООН в 1946 году.
Воплощением гуманного подхода к культовым сооружениям был проект и строительство капеллы в Роншане и монастыря ля Туретт. Роншан — это небольшая церковь; монастырь ля Туретт — дом-общежитие монахов ордена доминиканцев. Однажды Ле Корбюзье сказал: «Я хочу создать культовое здание по принципу светского сооружения и превратить жилище в своего рода семейный храм. Это означало сделать священной, возвеличить семейную жизнь, разместив жилье среди природы, обладающей высокой силой эмоционального воздействия.
Роншан и Ля Туретт подобно «Жилой Единице» в Марселе стали объектами всеобщего паломничества.
1950 год. «Правило 7V, равные 8»* (Планировочная система трассировки городских магистралей. V — обозначение главных магистралей; от французского слова Voie — дорога, путь. (Прим.пер.)) сформулировано по просьбе ЮНЕСКО. В Чандигархе это правило легло в основу градостроительного плана... Оно же было применено при разработке планировки района «Марсей Сюд» (в 16 км от Марселя). Этот проект был выполнен по просьбе министра, утвержден министром, а затем потерян рядовым сотрудником, который заявил, что он его «никогда не получал».
В этот же период градостроительный план города Алжира и его осуществление поручается... другим. Для Багдада Ле Корбюзье был заказан проект спортивного центра на берегу реки Тигр.
Правительство Японии приглашает Ле Корбюзье для строительства культурного центра в Токио, включающего «Музей современного западного искусства» (коллекция Мацуката). Ле Корбюзье развивает план музея, дополнив его помещениями для временных выставок и экспозиции новейшего искусства.
К 1954 году он разрабатывает «Климатическую сетку мастерской Ле Корбюзье», ибо он был разочарован и обескуражен беспорядком в размещении зданий в тропических странах. При этом он учитывал также полный хаос в размещении зданий во вновь отстроенных районах в странах умеренного климата. Широкое применение свободной планировки и больших остекленных поверхностей стен настоятельно требовали упорядочения в деле размещения новой застройки с учетом инсоляции и сезонных изменений погоды. Вместо сумбура локальных решений «Климатическая сетка» диктует соответствующее научно обоснованное размещение застройки в каждом отдельном случае.
1959 год. Представители Гарварда — Кембриджа — Бостона (США) делают великодушный жест по отношению к Ле Корбюзье, обратившись к нему с просьбой построить в сердце древнего университета здание, в котором разрабатывались бы проблемы разумного и рационального планирования.
В 1956 году Ле Корбюзье предлагают звание члена Института Франции (Академик Изящных наук) в Париже. «Спасибо, никогда! - заявил он, —мое имя послужило бы знаменем для прикрытия современной творческой направленности «Эколь де Боз Ар», проповедующей «поверхностный модернизм»... Но помимо его воли Ле Корбюзье избирается членом почти всех академий мира.
Драма с состоянием жилища во Франции разрастается. И в то же время в течение 30 лет Ле Корбюзье не выстроил ни одного жилого дома в Париже, хотя он кропотливо и тщательно разрабатывает проблему жилища, доведя ее до идеи индустриализации. Он проводит свои исследования невозмутимо и преданно, будучи уверенным в том, что ему доведется посвятить себя плодотворному труду...
«О, Париж, о пустыня из камня — неблагодарное поле битвы! Пустыня, бесплодный панцирь которой будет однажды пробит, чтобы вложить в него корни великого и обновленного города Парижа!».
1939-1941. Книга «На перепутьи». Изд. «Н. Ф. Р.».
1941 и 1943. Книги. Конструкции «Мюронденов». Изд. «Ширшон», Париж, Афинская Хартия» с вступительной статьей Жана Жироду). Изд. «Плон», Париж.
«Ле Мюронден». В 1939 году война вынуждает население Франции и Бельгии передвигаться на юг. Где разместить весь этот народ? Ле Корбюзье дает ответ, который вскоре становится предложением, обращенным к французской молодежи. (В то время официальные органы решили размещать молодежь в ветхих замках и дворцах, владельцы которых больше не в состоянии их содержать.) Корбюзье предлагает строить «Мюрондены». Для этого между дощатыми стенками набивают землю и получают своеобразные глинобитные стены, которые нужно делать строго по отвесу; затем они перекрываются кругляком, валяющимся в изобилии у дорог, либо жердями, которые вырубаются в близлежащих лесах. Постройки следует правильно ориентировать по странам света (восток-запад или юг) по выбору. Таким образом можно построить замечательные дома для молодежи. «Вы будете жить в благоприятной среде, как у себя дома, соответственно вашим желаниям».
Тысяча брошюр была официально разослана молодежным организациям с предложением строить такие дома. Ответ был получен лишь от одного человека.
«Месопотамские дома». Они были так названы Ле Корбюзье на жаргоне мастерской ул. де Севр. Название предполагало возможность серийного строительства сблокированных домов, подобных тем, которые приведены в археологических исследованиях посвященных Месопотамии и другим странам эпохи древнего Вавилона. Как правило, интеллигенция чтила исторические традиции, тем более вавилонского происхождения! Но официальные руководители провинции Ля Рошель отрицательно отнеслись к этому предложению. Копировать стиль, например, коринфян для возведения мэрии — это можно! Но использовать традиционную мудрость древних для того, чтобы обеспечить быстрое расселение масс народа, оставшихся без крова, — нет!
«Месопотамские дома» по сравнению с теми, что строились по официальному указанию, были «лучезарным жилищем»!
Один из сотрудников мастерской Ле Корбюзье Солтан, позволивший себе неосторожность упомянуть термин «месопотамский», был грубо выгнан из мэрии города Ля Рошель.
Работа по проектированию жилища типа «Колон» в Алжире. Задача заключалась не в том, чтобы «колонизировать», но в том, чтобы обеспечить наиболее удобные условия проживания населения с учетом климата и местных особенностей.
Во время оккупации было задумано приступить к освоению нефтеносного района в Пиренеях. Ле Корбюзье и одному из его коллег были поручены работы в области градостроительства и архитектуры в этом районе. Где-то в архивах за 1943 год хранится обширный доклад Ле Корбюзье с предложениями по планировке этого района. Доклад состоял из трех разделов: сельское хозяйство, промышленное строительство, туризм. Ле Корбюзье присутствовал при открытии первых газовых фонтанов близ Сен-Годена. Он составляет перспективный план развития, предусматривающий в будущем строительство города с созданием развитого промышленного узла вне селитебной территории.
После 1946 года в разгар начала строительных работ он отстраняется от проектирования.
Завод боеприпасов в Мутьер-Розей в департаменте Крез. Это первый тип «Зеленого завода» — основа создания Линейного промышленного города, описанного в трудах АСКОРАЛа. По представлении проекта состоялся следующий разговор.
Полковник: «Боеприпасы никогда не производились на поточной линии».
«Мой дорогой полковник, — ответил Ле Корбюзье, — предоставьте мне все же возможность запроектировать завод с конвейерным производством».
Ле Корбюзье создает новаторский проект с интересным предложением по рационализации технологии производства боеприпасов. Министр вооружения Дотри распорядился немедленно начать стройку, а также приступить к проектированию второго аналогичного предприятия для Алжира. «Это для военных целей, — думает Корбю,— значит, будет построено!». Но затем — нашествие фашистских войск. Фундаменты начатых строительством сооружений остаются затерянными среди травы: говорят, что впоследствии их запахали...
Ле Корбюзье в Алжире. Работа на месте и во Франции; частые переезды в течение двенадцати лет. За эти двенадцать лет — много интересных событий в области архитектуры и градостроительства. Запроектирован Деловой центр на «15 Бастионе» с расчетом сохранить ценный исторический градостроительный комплекс Касбах. Задача заключалась в том, чтобы ничего не разрушая в городе, разместить на свободных землях района Мустафа «Лучезарный город». Предлагаются различные типы «Жилых Единиц» высотой 50 м, ориентированных на четыре стороны света. В 1942 году Муниципальный совет отвергает проект, ссылаясь на то, что Ле Корбюзье предложил разрушить весь город.
Итогом двенадцатилетнего труда явилось воплощение идеи национального единства «Мусульмане-Европейцы». С одной стороны на мысе Де ля Марин сохранялся старый мусульманский город и Касбах; на «15 Бастионе» создавался новый современный Деловой центр. Между этими двумя составляющими обеспечивалась удобная транспортная связь.
«Градостроительство — это выражение жизнедеятельности эпохи. Архитектура — это отражение духа эпохи».
1938 год. Алжир. Ребра-солнцерезы небоскреба «15 Бастион». Все рабочие комнаты и стеклянные витражи защищены от солнца и ветра; и это за двадцать лет до проектирования Дворца ЮНЕСКО в Париже, в котором защита от солнца не удалась!
1945 год. План реконструкции Сен Дие. Архиепископ признал его отличным. Промышленники были очарованы. Доклады Ле Корбюзье, прочитанные для жителей разрушенного города, получили единодушное одобрение. И все же нашелся один человек, проваливший этот проект. (К сожалению, к этому времени еще не было достойного примера — марсельская «Жилая Единица» не была еще тогда построена!).
Город Сен Дие был полностью разрушен бомбардировкой немцев, отступавших под натиском американцев. Здесь Ле Корбюзье предложил воздвигнуть восемь «Жилых Единиц», вместо множества малоэтажных зданий.
Это была архитектурная мелодия, возвышающаяся над горным пейзажем Сен-Дие, это была симфония! Общественный центр, универсальные магазины, залы общественных собраний, кафе и т.д...., городской музей составляли вместе великолепный ансамбль. На противоположном берегу реки размещалась производственная зона (небольшие мастерские, трикотажные фабрики, типографии и т.д. и т.д.). Это истинно современный проект, но нашелся человек, забраковавший и его!
План реконструкции Сен Дие.
1945-1946 годы. План города Ля Рошель-Паллис. Город в дни войны сохранился чудом. Рассказывают, что два офицера из командования немецкой группы войск запретили артиллерийский обстрел города при отступлении немецкой армии. И город Ля Рошель был спасен от разрушения.
В итоге тщательного исследования было предложено соединить в единый комплекс небольшой рыбацкий порт, расположенный в глубине естественного залива, с торговым портом, создаваемым на берегу океана близ глубоководной гавани — портом Ля Паллис. Это пример активного решения градостроительной задачи, включавшей: 1) сохранение исторических мест (порт и город Ля Рошель); 2) создание торгового порта Ля Паллис; 3) создание современного города, состоящего из 10 «Жилых Единиц» на 20 тыс. жителей и т.д., — и все это среди природы. Солнце, пространство, зелень, спортивные площадки.
Этот проект был отвергнут так же, как и проект генерального плана города Сен Дие!
1945 и 1947. Книги. Мысли о градостроительстве (АСКОРАЛ). Изд. «Современная архитектура». Булонь сюр Сен.
1945-1947 годы. Под девизом «Макет 23А» Ле Корбюзье предложил комплекс зданий Секретариата ООН, состоящий из четырех сооружений: 1) Секретариата; 2) Специальных служб; 3) Корпуса Комитетов и Комиссий; 4) Ассамблеи.
Новая архитектура родилась в Нью-Йорке. Еще в 1935 году Ле Корбюзье писал: «Ваши небоскребы слишком малы и слишком многочисленны» (заголовок статьи, помещенной в газете «Нью-Йорк Геральд» в 1935 г.).
«Доклад меньшинства», подготовленный Ле Корбюзье, был направлен против решений Комиссии. Доклад Комиссии требовал приобретения территории площадью 40 квадратных миль, то есть 26500 акров, что соответствовало площади, равной трем островам Манхеттен. На этой территории предполагалось разместить ведомство Трюгве Ли, с его секретариатом. В результате происшедших событий площадь приобретенного участка уменьшилась с 26500 акров до 17 акров. То есть участок оказался в 1500 раз меньше!!! Проект Ле Корбюзье предлагал постановку высотного здания типа «Лучезарного города» на берегу Ист Ривер, что неминуемо повлекло бы за собой реконструкцию этой части города. К 26 февраля 1947 года Ле Корбюзье закончил этот проект в Нью-Йорке. Гаррисон советовал ему торопиться, так как остальные эксперты из состава комиссии должны были вскоре прибыть. Дальнейшее развитие событий известно: высотное здание, первое из сооружений такого рода, которое все называют «Небоскреб Ле Корбюзье», возвышается над Нью-Йорком. Но Ле Корбюзье лишен авторских прав. Это было грубейшим нарушением законов дружбы, чести и авторского права.
Соответственно «проекту» органы человеческого тела расположились в определенном порядке, образовав организм. Различные органы должны быть классифицированы, ибо они существенно отличаются один от другого. Что же это за органы? Легкое, сердце или желудок?
Тот же вопрос поставлен в архитектуре. Я говорю об организмах: промышленных комплексах, «Жилых Единицах», Линейных городах и т. д. ... Я требую — «солнце, пространство, зелень» для всех людей и создаю наиболее удобные и классифицированные связи. Биология! Это великое слово входит сегодня в архитектуру и градостроительство.
У Ле Корбюзье есть домик на берегу моря в одну комнату размером 3,66х3,66 м, высотой 2,26 м. Домик расположен на скале; двенадцатью метрами ниже плещется море. В этой избушке были изобретены аэраторы — ныне элементы «навесной остекленной стены».
В домике этом были разработаны и применены устройства регулирования солнечного света, обеспечивающие чистый, свежий воздух; автоматический естественный воздухообмен в течение дня и ночи и полную защиту от комаров и мошкары. В двенадцати метрах от домика, на другой скале, его как бы уравновешивает небольшое помещение барачного типа площадью 2х4 м. Здесь — место для работы, там — для отдыха. По фотографиям можно судить об органичном единстве этой композиции. Здесь воедино слиты «архитектура и градостроительство» — оптимальное размещение, удобная связь, приятные виды, отличные природные условия, постоянно обновляющийся воздух и регулирование температуры.
Примечание. Строительство подобных жилищ во Франции было запрещено, так как его габариты не соответствовали действующим нормативам.
Таблица Модулора, применяемого Ле Корбюзье.
Модулор – начало пути к будущей индустриализации жилищного строительства. Ле Корбюзье в качестве члена Экономического совета Франции выступал с предложениями о «Номенклатурах»; эти предложения были опубликованы в изданной Экономическим советом «Хартии жилища». Со временем эти предложения послужат основополагающими материалами по внедрению массового индустриального жилищного строительства.
Модулор 1942-1948-1955. Речь идет об обычной размерной шкале, позволяющей строить сооружения в истинно человеческом масштабе, руководствуясь математическими соотношениями. Задача заключалась в том, чтобы изучить движения человека, когда он стоит, сидит и лежит. Затем была проведена серьезная аналитическая работа. Математик Андреас Шпайзер писал, что в Модулоре впервые математическая система пропорциональности основана на пропорциях и структуре человеческого тела.
Открытие спирали Модулора состоялось во время путешествия через океан на грузовом судне «Vernon S. Hood» 6 января 1946 года.
Основной структурный элемент «Марсельской Жилой Единицы» — квадрат (по фасаду) — жилая ячейка, в которой размещена одна семья.
Это наглядный пример использования Модулора.
1949. Книга. Модулор. Изд. «Современная архитектура», Булонь сюр Сен.
1947-1948. Лекции. Нью-Йорк, Богота, Париж, Милан.
Создание Модулора позволило провести аналитическую работу по изучению пропорций разных типов жилищ: хижины доисторического человека, палатки кочевника и, наконец, современного жилого дома.
В период строительства «Марсельской Единицы» выявились преимущества основного структурного принципа так называемого бутылочного стеллажа и бутылки. Бутылка — это квартирный блок; бутылочный стеллаж — это конструктивная этажерка, в которую вкладываются блоки квартир* (Здесь имеется в виду конструктивный принцип, разработанный Ле Корбюзье для «Жилых Единиц». Объемные блоки квартир «вкладываются» в конструктивный скелет здания как бутылки в стеллажи в винных подвалах. Этот прием обеспечивает полную звукоизоляцию квартир. (Прим. пер.)).
Возведение «Марсельской Единицы» открыло широкий путь для индустриализации жилищного строительства. Мысли, высказанные в 1920 году в журнале «Эспри Нуво» по поводу серийного выпуска автомобилей, подтверждены в 1960 году.
Сорок лет беспрестанных поисков, тщательных исследований и изучения техники строительства. Все, что касается жилища, было тщательно разобрано, проанализировано, сгруппировано и выражено в следующей формуле: воздух — звук — свет — зеленый город — спорт у самого дома. Этот принцип получил воплощение во всех жилых постройках Ле Корбюзье.
Фрагмент здания: конструктивные опоры, лоджии, солнцезащитные ребра и скульптурное изображение Модулора, являющегося ключом ко всем размерам этого сооружения. Изображение Модулора выполнено в монолитном железобетоне.
800 тыс. жителей Марселя не имеют возможности любоваться марсельским пейзажем. Здесь же из каждой из 700 лоджий открывается великолепный вид на горы и море. Жители пользуются крышей, дети играют на ней, купаются в плавательном бассейне.
1950-1955 годы. Капелла в Роншане. Абсолютно свободная архитектура. Единственная программа — организация мессы. Обязательный элемент этого архитектурного решения— пейзаж, раскрывающийся на четыре горизонта. И именно он влияет на архитектуру. Истинное чудо «зрительной акустики». «Зрительная акустика, выраженная в формах». Формы как бы излучают звуки или тишину; одни говорят, другие слушают...
Витраж церкви в Роншане (закаленное и окрашенное стекло).
Эмалевая дверь церкви в Роншане (выполнена Ле Корбюзье).
Удивительное единство в оценке этого сооружения, как выдающегося архитектурного произведения нашего времени. Роншан — место паломничества. Сюда стремятся со всех сторон: машинами, поездом, самолетом, пешком.
1953-1955 годы. Нант-Резе. Пресса, занятая тем, чтобы закрыть доступ к марсельской «Жилой Единице» на бульваре Мишле, не сочла нужным известить о том, что строится «Жилая Единица» в Нант-Резе. Это здание было построено за восемнадцать месяцев. Его строительная стоимость соответствует стоимости наиболее экономичного жилого дома во Франции (тип HLM).
Тысяча четыреста жильцов (пешеходов) входят в дом по этому мостику шириной 1,83 м. Я подчеркнул это в беседе с министрами. Для такого числа жителей, проживающих в индивидуальных домах, потребовалось бы 3 км улиц, и столько же коммуникаций водопровода, газа, электричества, телефона. Здесь же мостик помещен над водой, его длина 50 м, здесь никого не обманешь!!! Это предложение воспринималось как шутка. Поэтому осуществить его было весьма трудно, ибо даже письменное предложение вызывало ярость. Но вот уже четыре года 1400 жителей дома Нант-Резе ходят по мостику шириной 1,83 м... и никого это не смущает!!!
Доминиканский монастырь в Ля Туретт близ Лиона. Участок представлял собой крутой обрыв, окруженный лесами, с которого открывался вид на равнину. В качестве основы общей композиции Ле Корбюзье избрал горизонталь крыши-террасы. Под крышей разместилось сто монашеских келий. Ниже — комнаты для занятий, под ними — трапезные. Нижние части здания и кухня непосредственно связаны с землей.
Все здание опирается на землю при помощи столбов. Решенный в плане в виде креста монастырь связан с церковью, представляющей собой строгий гладкий монолитный железобетонный объем. Верхняя часть церкви освещена тонкими лучами солнечного света, подземная часть церкви — крипта, где происходят богослужения, залита светом.
Токио. Культурный центр и Музей современного западного искусства. Коллекция картин Мацуката была передана французским правительством японскому правительству с условием, что последнее построит для нее специальное здание. Ле Корбюзье был приглашен японским правительством для проектирования Культурного центра, причем музей был первым сооружением этого комплекса.
На снимке здание музея расположено справа, в нижней части. Здание великолепно построено под руководством японских архитекторов, бывших сотрудников мастерской на ул. де Севр, 35, которые стали теперь крупными японскими зодчими.
1954. Лекция. Милан
1950. Книга. Поэзия об Алжире. Изд. «Фалез», Париж
Чандигарх. Ковер зала заседаний дворца Верховного суда.
Чандигарх. Слева макет Капитолия. Выстроенные части дворца: Верховный суд и Секретариат. Строящиеся части: Парламент, «Музей знаний». Ле Корбюзье — главный автор Капитолия; им выполнен план парка, разделение пешеходного и транспортного движения, проект дворца, монументы с их характерными знаками, изображающими: «24 солнечных часа», «Путь солнца», «Теневую башню», «Памятник мученикам», «Раскрытую руку». В этот же комплекс в качестве заповедника включен окружающий ландшафт. Кроме того, Ле Корбюзье был также главным автором генерального плана города. План города характерен тем, что в нем впервые была применена система «секторов» 800х1200 м. По контуру каждого сектора проходит объездная магистраль V3, предназначенная для транспорта. На эти дороги не выходит ни один из входов в жилые дома. На территории сектора площадью 800х1200 м организован полный 24-часовой жизненный цикл населения, насчитывающего от 5 до 25 тыс. жителей. В секторах имеются все необходимые культурно-бытовые объекты.
Планировочный принцип секторов, разработанный Ле Корбюзье, не получил своего полного раскрытия в Чандигархе.
Центр Чандигарха.
Слева Верховный суд; справа Парламент.
«Раскрытая рука» возвышается над «Братской могилой». Этот 27-метровый монумент просматривается от дворцовых зданий и с далеких точек зрения.
Дж. Неру назначил Ле Корбюзье архитектором-советником по строительству плотины в Бхакра — гигантского сооружения, созданного индийскими и американскими специалистами. Ле Корбюзье впервые проектирует сооружение подобного рода (турбинный зал, общее решение гидроузла, благоустройство прилегающей местности). Высота плотины 220 м, протяженность по верхней бровке 700 м.
Капитолий Чандигарха. Дворец Правосудия. Бетонный козырек над зданием защищает судебные залы от солнца. Солнцеотражатели поставлены перед остекленными стенами здания Верховного суда.
Дворец Верховного суда в Чандигархе; акустический ковер зала заседаний площадью 144 м2, 1954 г.
Кровля.
Секретариат, Дворец министерств (4 тыс. служащих). Здание длиной 240 м имеет сплошь остекленные стены. Они дополнены системой волнообразных витражей, обеспечивающих контроль над солнечным светом (солнцерезы). По двум пандусам в виде наклонных дорог сотрудники попадают в рабочие помещения. По каждому из них проходит по 2 тыс. человек. Лифты выполняют лишь вспомогательные функции локального назначения.
Дворец Ассамблей. На макете показаны помещения Нижней и Верхней палат и Высшей палаты (Сената). Во внутренний двор обращены рабочие помещения. Кровля площадью 10 тыс. м2 представляет собой сад, с зеленых площадок которого открывается великолепный вид на Гималайские горы (Строительство 1960 года).
Ахмадабад (центр Индии по переработке хлопка).
В Ахмадабаде знойный климат. При строительстве этого города Ле Корбюзье широко применяет систему солнцезащиты.
Дворец текстильного объединения. 1954-1956 гг.
Вилла Шодхан накрыта солнцезащитным зонтом и имеет несколько висячих садов.
Музей Ахмадабада. Глухая защитная стена. Высокий желоб, размещенный над опорными столбами, предназначен для посадки вьющихся растений, которые образуют дополнительную защиту от солнечных лучей.
1958 год. Международная выставка в Брюсселе. Павильон фирмы «Филипс» —«Электронная поэма» Ле Корбюзье.
Обращаясь к одному из директоров фирмы, Ле Корбюзье сказал: «Ваш павильон не будет иметь фасада», «Электронная поэма» будет заключена в «бутыль». В этом помещении зазвучат симфонии, изображающие в музыкальных формах раскрепощенные силы электроники. Представление будет включать изображения, цветные и музыкальные ритмы. Электронная поэма соединит воедино то, что до этого можно было воспринимать раздельно: кинофильм, музыкальную запись, цвет, слово, шум и тишину. Действие поэмы будет разворачиваться перед 500 зрителями в продолжение 10 минут на каждом сеансе».
Электронную поэму на Брюссельской выставке посетил 1 млн. 250 тыс. человек. Это творение техники просуществовало два с половиной года, включая время на проектирование, возведение павильона, создание поэмы и ее воплощение силами студий Филипса в Эйндховене, а также в Париже, Амстердаме и Брюсселе... Музыка была записана с большим мастерством Эдгаром Варезом, проработавшим в течение семи месяцев в специальном ангаре, оборудованном для этой цели фирмой «Филипс» в Эйндховене. Десять минут — это 600 секунд, из которых 480 секунд были записаны Эдгаром Варезом и 120 секунд Ксенакисом. Передача записей осуществлялась с помощью 400 репродукторов. В течение длительного подготовительного периода, отведенного на подготовку этой пантомимы, были мобилизованы многие технические средства фирмы «Филипс» в области освещения, звука, кино и т. д. Конструктивная структура павильона была разработана профессором Дельфтского университета Фриденбургом. Расчеты сделал главный инженер предприятия «Страбед» Дуистер, который и построил павильон с помощью своих рабочих, под руководством замечательного производителя работ Маттиса. Акустическое и световое оборудование выполнили представители фирмы «Филипс» Кальф и Так. Общее руководство строительством проводил Ле Корбюзье с помощью Ксенакиса, который выполнял все рабочие чертежи и руководил возведением павильона от начала до конца. Фильмы снимал Агостини из Парижа, автоматика смонтирована Брюином и Янсеном. Это был новый коолектив специалистов, никогда ранее не занимавшихся электроникой, театром или музыкой. В процессе монтажа оборудования было выполнено 35 тыс. электросварок. И только лишь в самый последний момент, когда была нажата пусковая кнопка, все вдруг возникло: свет, музыка, изображения, цвет и движение.
Город Mo. 1955-1960 годы. Проектирование пяти «Жилых Единиц». Строительство будет осуществлено в металле. Эта работа потребовала пяти лет предварительной подготовки. Транспортное и пешеходное движение разделено, создан комплекс «индивидуум — коллектив», включающий школы, клубы, автостоянки, мастерские по ремонту автомашин и велосипедов, плавательные бассейны, спортивные площадки у подножия жилых домов, детские сады на крышах, торговую группу помещений в центральной части каждой «Единицы». С точки зрения социальной организации интересны два дома башенного типа для холостяков. На улице V4 размещены мастерские ремесленников и Общественный центр (кинотеатры, библиотека, отдел социального страхования, почтовое отделение, пожарная охрана, жандармерия, магазины, кафе и т.д.). 10 тыс. жителей обеспечены всеми видами обслуживания. Две магистрали V3 и V8 удобно связывают жилой комплекс с недалеко расположенным Линейным промышленным городом.
Проект дома «Драйек» в Берлине. Ле Корбюзье был предоставлен великолепный участок на Олимпийском холме в районе Шарлоттенбург. Эта «Единица» должна была быть повторением Марсельского дома. Но в результате вмешательства местных властей проект был изменен и существенно ухудшен.
1955. Лекция. Берлин.
Проект реконструкции центральной части Западного Берлина. Это, пожалуй, единственный случай в жизни Ле Корбюзье, когда ему предоставилась возможность осуществить крупный градостроительный проект реконструкции полностью разрушенного города. Ле Корбюзье принял предложение правительства ФРГ участвовать в конкурсе, организованном Вальтером Гроппиусом, который был одним из членов жюри.
На конкурс был представлен 151 проект; отобрано 13. Из них объявляется вне конкурса проект Корбюзье. Ле Корбюзье потратил на его разработку восемь месяцев труда и миллионные средства... Вальтер Гроппиус заболел и не смог приехать в Западную Германию, чтобы принять участие в работе жюри, в составе которого были Аалто, ван Эстерен, Ваго, Бартнинг, Ведеполь и др. (1958 год).
Багдад. Ле Корбюзье приглашается иракским правительством для строительства стадиона (на 55 тыс. мест) в Багдаде со спортивным залом с трибунами на 6 тыс. мест, плавательным бассейном с трибунами на 4 тыс. зрителей и т. д. Этот комплекс строится в настоящее время.
1956. Лекция. Багдад.
«Я считаю себя вправе утверждать, что созданный по моим рекомендациям консультативный «Комитет пяти» в составе Вальтера Гроппиуса, Лусиу Коста, Свена Маркелиуса, Эрнеста Роджерса, Ле Корбюзье заложил основу проекта Дворца ЮНЕСКО, в проектировании которого приняли участие инженер Нерви и два впоследствии назначенных при вмешательстве США архитектора Брейер и Зерфюсс. По окончании работы «Комитет пяти» передал авторам-исполнителям идею законченного организма из бетона, задуманного с учетом конкретного месторасположения в Париже — близ здания Военной школы, с учетом его оптимальной ориентации и восприятия. Завершив свою работу, «Комитет пяти» объявил: «Вот железобетонный организм со 100%-ным остеклением. Контроль над освещенностью внутренних помещений должен быть обеспечен с помощью солнцерезов. Принимая во внимание предполагаемую форму здания, можно рассчитывать на создание великолепного архитектурного сооружения».
...Но солнцерезы (контроль над солнечным светом) не были сооружены!
Приведем отрывок из «Зерфюссиады»* (Здесь имеется в виду отрывок из статьи архитектора Бернара Зерфюсса (Франция), которую Корбюзье именует «Зерфюссиадой». (Прим. пер.)):
«Для некоторых, возможно, будет странным то обстоятельство, что в числе создателей этой новой архитектуры почти все лауреаты премии «Гран при де Ром»* (Римская премия — высшая награда, присуждаемая за лучшие дипломные проекты выпускниками Эколь де Боз Ар (Академии изящных искусств Франции). (Прим. пер.)). Создается впечатление, что в наши дни намечается тенденция отхода от несколько вычурного характера произведений Ле Корбюзье и перехода к более сдержанным по архитектуре сооружениям. Мне кажется, что эта тенденция разумная. Если будет правильным следовать учению этого великого теоретика, то, пожалуй, можно считать опасным идти по пути подражания его архитектурным произведениям, отмеченным столь сильной индивидуальностью».
Статья, выдержки из которой мы привели выше, подписана полным титулом — Лауреат Римской премии «Гран При» и опубликована в крупном журнале, изданном за границей. 20 страниц этого журнала полностью посвящены современной Франции, и среди них одна — архитектуре.
Добавить комментарий