Ни начала, ни конца

Полный текст автобиографической книги «Ле Корбюзье. Творческий путь» ("L'Atelier de la recherche patiente" (Мастерская терпеливого исследования), Le Corbusier, 1960). Перевод с французского Ж. Розенбаума. Публикуется по изданию 1970 года (Стройиздат, Москва).


Запись, сделанная в блокноте для набросков 6.1.60 при перелете из Нью-Дели в Париж:

«Живопись — это ужасная, напряженная, безжалостная битва без свидетелей; это дуэль художника и модели. Битва внутренняя, глубинная, невидимая. Если художник рассказывает о ней, то он предает самого себя!..».

 

ЖИВОПИСЬ

 

В 1957-1960 годах были организованы выставки работ Ле Корбюзье под названием «Сущность» в музеях и институтах искусства Цюриха, Берлина, Мюнхена, Франкфурта, Гааги, Стокгольма, Копенгагена, Лондона, Рима, Милана.

В 1948-1956 годах были организованы выставки Институтом современного искусства (Бостон): в Художественном институте Детройта; в Художественном институте Сан-Франциско; в Центре изящных искусств в Колорадо Спрингс; в Музее искусств в Кливленде; в Городском художественном музее Сен Луи; в Бразилии — в музее искусств Сан Пауло; в Европе — в Берлине, Белграде, Мюнхене, Реклингхаузене, Инсбруке и Вене.

«Вертикальная гитара», 1920. Холст 1,00х0,81 м. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

«Вертикальная гитара», 1920. Холст 1,00х0,81 м.

«Большой натюрморт», 1922. Холст 1,14х1,46 м. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

«Большой натюрморт», 1922. Холст 1,14х1,46 м.

«Натюрморт», 1925. Холст 1,00х0,81 м. «Коллекция Миллерс», Меридан, США. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

«Натюрморт», 1925. Холст 1,00х0,81 м. «Коллекция Миллерс», Меридан, США.

Ковер из Обюссона. 1936 г. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Ковер из Обюссона. 1936 г.

Стенная роспись в здании мануфактуры Дюваля в Сен Дие. Сделана с фрагмента картины 1923 г.

Стенная роспись в здании мануфактуры Дюваля в Сен Дие. Сделана с фрагмента картины 1923 г. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

«Выставка живописи и скульптуры Ле Корбюзье».

Начиная с первой выставки 1918 года у Томаса в Париже («Выставка Озанфан и Жаннере») и последующих — в Галерее Дрюе, Париж, 1921 год и выставки «Современное усилие»  Леонсе Розенберга, Париж, 1923, основные живописные работы Ле Корбюзье были экспонированы на специальных выставках в разных музеях, институтах и галереях. Часто ковры показывали одновременно с картинами и скульптурой: 1945 – Нью-Йорк, Радио Сити; 1947 – Амстердам, Стеделик Музеум; 1952 – Галерея Денизы Рене, Париж; 1938 – Галерея Луи Карре, Париж; 1938 – Кунстхаус, Цюрих; 1933 – Нью-Йорк, Галерея Джона Беккера; 1953 – Музей современного искусства, Париж; 1953 – Институт современного искусства, Лондон; 1953 – Галерея Самларен, Стокгольм; 1954 – Вилла дель Олмо, Коме; 1954 – Кунстхалле, Берн; 1956 – Фестиваль Лион-Шарбоньер; 1957 – Ковры, Музей в Шо-де-Фон; 1956 – выставка «Силачи» Галерея Пьера Матисса, Нью-Йорк; 1950 и 1952 – Галерея Поля Розенберга, Нью-Йорк.

Все эти выставки были посвящены исключительно творчеству Ле Корбюзье.

Ковер «Присутствие». 1,76х2,20 м. 1951. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Ковер «Присутствие». 1,76х2,20 м. 1951.

Ковер «Миловидность». 2,20х2,75 м, 1954 (фрагмент). Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Ковер «Миловидность». 2,20х2,75 м, 1954 (фрагмент). Серия «Мюральномад». Был выполнен в Обюссоне и в Феллетене  при техническом руководстве Пьера Бодуэна.

 

СКУЛЬПТУРА

 

СКУЛЬПТУРА. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Большинство картин было написано в Париже, начиная с 1940 года. Через пять лет друг Ле Корбюзье, резчик по дереву из Бретани Жозеф Савина, возвратившись из немецкого лагеря, обратился к нему с предложением делать скульптуры с его картин.

Ле Корбюзье умел отлично передавать ощущение света и пространства; это качество как бы выявляло черты его характера. С тринадцатилетнего возраста он носил очки, поэтому он привык рассматривать рисуемые предметы с близких расстояний, он как бы всматривался в то, «как они сделаны». Поэтому часто выполненные им контурные рисунки передавали характер объема изображенных вещей.

На картинах Ле Корбюзье вы видите тщательно прорисованные предметы, рассматриваемые в фас, но в то же время они как бы имеют обратную сторону, которая выявлена в абрисе изображенных им вещей. Это своеобразная архитектурность изображения. Черты его характера проявлялись также и в его живописных работах; предметы на картинах имели безукоризненные и точные план и разрез, являющиеся основой архитектурного творчества.

Предложение Савина не было для Корбюзье чем-то ошеломляющим. Вскоре Савина получил утвердительный ответ. Работая совместно с краснодеревцем из Бретани, Ле Корбюзье весь отдается творчеству. Было любопытно видеть, как скульптуры, вычерченные или изображенные на бумаге в Париже, выполнялись из дерева в Бретани и затем дорабатывались совместно (Савина и Ле Корбюзье) и окрашивались либо одним из них, либо обоими одновременно. Эта работа началась с 1945 года. Время от времени в разных странах мира устраивали выставки этих скульптур. Произведения Ле Корбюзье и Савина внесли новые понятия равновесия и устойчивости в современную скульптуру, ибо отдельные части их скульптур были подвижными, иногда они разбирались на составные элементы, и их можно было расставлять в разных частях квартиры...

1930 год – первый план Алжира. 1945 год – вторая скульптура, выполненная совместно Ле Корбюзье и Савина. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1930 год – первый план Алжира. 1945 год – вторая скульптура, выполненная совместно Ле Корбюзье и Савина.

Деревянная подвижная скульптура Ле Корбюзье и Савина. 1950 год. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Деревянная подвижная скульптура Ле Корбюзье и Савина. 1950 год.

Скульптура, выполненная по пропорциям Модулора, 1953 год. По желанию может быть составной или подвижной. 1950 год. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches Скульптура, выполненная по пропорциям Модулора, 1953 год. По желанию может быть составной или подвижной. 1950 год. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Скульптура, выполненная по пропорциям Модулора, 1953 год. По желанию может быть составной или подвижной.

 

ЕДИНСТВО АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

 

Произведение архитектуры можно оценивать по-разному, ибо объемы по-разному воспринимаются на фоне неба. Ни начала, ни конца. Архитектура и градостроительство едины.

Ниже приводим выдержку из декларации, помещенной на первой странице книги «Лучезарный город», вышедшей в 1935 году. «Сегодня можно утверждать, что градостроительство еще блуждает во тьме; еще нет людей, подготовленных настолько, чтобы служить ему. Говорят, что градостроительство — это «отражение развития цивилизации» или «проявление деятельности общества», подразумевая при этом развитие современного общества и цивилизации эры машин».

1927 год. Вилла в Гарше. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1927 год. Вилла в Гарше.

Вилла Савой. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Вилла Савой

Церковь в Роншане. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Церковь в Роншане. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Церковь в Роншане

Церковь в Роншане. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Роншан.

Большой деревянный макет Чандигарха. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Большой деревянный макет Чандигарха.

Дворец Министерств снабжен системой солнцерезов. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Дворец Министерств снабжен системой солнцерезов.

Чандигарх. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Чандигарх был лишен воды. Чистейшая вода залегает на глубине 80 м. На продолжении Капитолийского бульвара построили плотину и создали озеро. Ле Корбюзье категорически запретил движение моторных лодок по этому озеру, не разрешался также проезд транспорта по окружающей его дороге. Он запретил вечернее освещение за исключением полускрытого «бивуачного» подсвета газонов. Поэтому в ночное время  
в воде отражались звезды, днем — горы и небо; и все это — в абсолютной тишине.

При создании озера на плотине был установлен мемориальный камень, на котором на четырех языках; хинди, пенджабском, урду и английском — начертано: «Создатели Чандигарха подарили это озеро и эту плотину гражданам нового города, чтобы избавить их от монотонности городской жизни, чтобы они наслаждались красотой природы в мире и тишине».

Чандигарх. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1954 и 1955 гг. Книги. Небольшой дом. Изд. «Гирсбергер», Цюрих. Модулор 2. Изд. «Современная архитектура». Еулонь сюр Сен.

Правительственный комплекс в Чандигархе вписан в пейзаж. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Правительственный комплекс в Чандигархе вписан в пейзаж. Этот комплекс еще не завершен строительством. (В наши дни выстроены Правительственный дворец и Музей познания).

Капитолий Чандигарха. План «Теневой башни». Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Капитолий Чандигарха. План «Теневой башни».

Чандигарх. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Чандигарх

1929 год. Для Монтевидео и Сан Пауло. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1929 год. Для Монтевидео и Сан Пауло.

1934 год. Для Немура в Африке. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1934 год. Для Немура в Африке.

1939 год. Для Алжира. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1939 год. Для Алжира.

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches. Здесь все изображено в полном беспорядке. Парфенон стоит в долине, на холме или на горе. Санта Мария дель Фиоре — на ровном поле, в ложбине между холмами или на вершине Акрополя. Готический собор — на поляне, холме или на дне горного ущелья. Современное здание тоже размещено в трех совершенно разных условиях. Эти наброски показывают, что в теоретических толкованиях есть много субъективного. Во всех случаях можно добиться удачного решения, вопрос только в том, чтобы суметь «хорошо сделать».

Здесь все изображено в полном беспорядке. Парфенон стоит в долине, на холме или на горе. Санта Мария дель Фиоре — на ровном поле, в ложбине между холмами или на вершине Акрополя. Готический собор — на поляне, холме или на дне горного ущелья. Современное здание тоже размещено в трех совершенно разных условиях. Эти наброски показывают, что в теоретических толкованиях есть много субъективного. Во всех случаях можно добиться удачного решения, вопрос только в том, чтобы суметь «хорошо сделать».

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)