Тезисы

Фрагмент из книги Ле Корбюзье «К архитектуре» (Vers une architecture, Le Corbusier, 1923). Публикуется по изданию «Ле Корбюзье. Архитектура XX века». Перевод с французского В.Н. Зайцева. Под редакцией Топуридзе К.Т. Издательство «Прогресс». 1970


ЭСТЕТИКА ИНЖЕНЕРА И ЭСТЕТИКА АРХИТЕКТОРА

Эстетика инженера и эстетика архитектора связаны единством, но первая из них переживает бурный расцвет, а вторая мучительно деградирует.

Инженер, вдохновляемый законом экономии и ведомый точным расчетом, согласует нашу деятельность с законами природы. Так он достигает гармонии.

Архитектор, организуя формы, создает гармонию, которая является чистым продуктом его разума; формами он воздействует на наши чувства, вызывая в нас эстетические эмоции; созданные им соотношения форм пробуждают в нас глубокий отклик, приобщают нас к постижению гармонии мира. Творчество архитектора является источником многих наших душевных движений, оно помогает нам познать красоту.

 

ТРИ НАПОМИНАНИЯ АРХИТЕКТОРАМ

Объем. Наши глаза устроены так, чтобы видеть формы освещенными. Простые геометрические формы прекрасны, потому что они легко воспринимаются.

Современные архитекторы больше не создают простых форм.

Оперируя вычислениями, инженеры используют геометрические формы, которые удовлетворяют наше зрение геометрией и убеждаю разум своей математической логикой. Творчество инженера приближается к большом искусству.

Поверхность. Объем ограничен поверхностью Поверхность членится направляющими и oбразующими линиями данного объема, которые выявляют его особенности.

Ныне архитекторы боятся геометрически составных элементов поверхности.

Главные проблемы современного строительства будут решены на основе геометрии.

Инженеры, подчиненные жестким требованиям заданной программы, используют образующие и показательные линии форм и создают при этом ясные и волнующие пластические объекты.

План. План определяет творческую программу. Где нет плана, там беспорядок, царит произвол.

В плане заключена сущность творческого ощущения.

Великие проблемы завтрашнего дня, диктуемые общественными потребностями, вновь ставят вопрос о плане.

 

ЧЕРТЕЖ-РЕГУЛЯТОР

С тех пор как человеку понадобился кров, возникла архитектура. Архитектура изначально несет в себе стремление к порядку. Порядок определяется закономерностью пропорций архитектурных форм. Чертеж-регулятор пропорционального построения архитектурных композиций — это гарантия от произвола, это творческий стимул.

Чертеж-регулятор — это не рецепт, а только средство, метод работы. Его выбор и способы выражения составляют органическую часть архитектурного творчества.

 

ГЛАЗА, НЕ УМЕЮЩИЕ ВИДЕТЬ

Океанские корабли. Наступает великая эпоха.

Возникают новые веяния.

Множество творений человеческого труда проникнуто новым духом, особенно часто они встречаются в промышленном производстве.

Архитектуру душит косность.

«Стили» — это ложь.

Стиль есть единство принципа, который вдохновляет все творчество эпохи и является выражением ее духа и умонастроений.

Наша эпоха день ото дня утверждает свой стиль.

К несчастью, мы пока еще не умеем его различить.

Самолеты. Самолет есть продукт высшего отбора.

Его создатели могут преподать нам важный урок: научить логике в постановке и в разрешении проблемы.

Проблема дома еще не поставлена.

Нынешнее состояние архитектуры уже не отвечает нашим потребностям.

Между тем существуют жилищные стандарты.

В механике фактор экономии диктует соответствующий отбор.

Дом — это машина для жилья.

Автомобили. Чтобы подойти к проблеме совершенства, надо стремиться к выработке стандарта.

Парфенон — это продукт отбора, основанного на определенном стандарте.

Архитектура оперирует стандартами.

Стандарты суть продукт логики, анализа, тщательного изучения; они создаются на основе правильной постановки проблемы. Выбранный стандарт окончательно закрепляется опытом.

 

АРХИТЕКТУРА

Урок Рима. Архитектура состоит в том, чтобы из необработанного материала создать впечатляющие соотношения форм.

Архитектура выходит за рамки утилитарности.

Архитектура пластична.

В ней господствует дух гармонии, единства замысла.

Архитектура распределяет массы и объемы.

Вдохновение превращает инертный камень в драму.

 

ПРИЗРАЧНЫЕ ПЛАНЫ

План развивается в направлении от внутреннего к внешнему: фасад обусловлен интерьером.

Архитектурные элементы суть свет и тень, стена и пространство. Соотношение элементов — это иерархия целей, классификация замыслов.

Человек видит архитектурное сооружение с высоты 1 метра 70 сантиметров от уровня земли. В расчет должны идти лишь те цели, что доступны глазу, лишь те замыслы, что основаны на архитектурных элементах. Если сюда примешиваются намерения, чуждые языку архитектуры, план становится призрачным, фальшивым, его правила нарушаются из-за отсутствия твердой концепции или в угоду суетным побуждениям.

 

ЧИСТЫЙ ПРОДУКТ РАЗУМА

Внешний декор здания — пробный камень  архитектора.

Здесь он показывает себя либо художником-творцом, либо простым инженером, поскольку при выборе декора он пользуется полной свободой, ему не препятствуют ни установившиеся традиции, ни требования строительной технологии, ни утилитарные соображения.

Внешний декор здания — чистый продукт разума; здесь требуется художник.

 

СЕРИЙНОЕ ДОМОСТРОЕНИЕ

Начинается великая эпоха.

Возникают новые веяния.

Индустрия, нахлынувшая, словно бурный поток, принесла с собой новые орудия, приспособленные к этой новой эпохе и порожденные новыми веяниями.

Закон экономии властно управляет нашими действиями и мыслями.

Проблема дома — это проблема эпохи. От нее ныне зависит социальное равновесие. Первая задача архитектуры в эпоху обновления — произвести переоценку ценностей, переоценку составных элементов дома.
Серия основана на анализе и эксперименте.

Тяжелая индустрия должна заняться разработкой и массовым производством типовых элементов дома.

Надо повсеместно внедрить дух серийности, серийного домостроения, утвердить понятие дома как промышленного изделия массового производства, вызвать стремление жить в таком доме.

Если мы вырвем из своего сердца и разума застывшее понятие дома и рассмотрим вопрос с критической и объективной точки зрения, мы придем к дому-машине, промышленному изделию, здоровому (и в моральном отношении) и прекрасному, как прекрасны рабочие инструменты, что неразлучны с нашей жизнью.

Дом будет исполнен той одухотворенной красоты, которую человек-творец способен сообщить всякому простому и необходимому орудию труда.

 

АРХИТЕКТУРА ИЛИ РЕВОЛЮЦИЯ

Во всех отраслях промышленности поставлены новые проблемы, создано оборудование для их разрешения. Перед лицом прошлого этот факт представляет собой революцию.

Начинается серийное изготовление отдельных частей здания; в соответствии с новыми экономическими потребностями созданы элементы деталей и элементы целого. Сопоставив это с прошлым, мы обнаружим революцию в методах и в размахе предприятий.

Архитектура, основанная на разнообразии приемов общей композиции здания и его декорума, эволюционировала в течение долгих веков. Железо и цемент за какие-нибудь пятьдесят лет привели нас к достижениям, свидетельствующим об огромной строительной мощи и о полном пересмотре прежнего архитектурного кодекса. Сопоставив это с прошлым, мы начинаем осознавать, что отныне «стили» для нас уже не существуют, что выработан единый стиль эпохи, что произошла революция.

Для общественного мнения все эти события являются свершившимся фактом независимо от того, осознанны они или нет, осознанно или неосознанно люди почувствовали новые потребности.

Глубоко потрясенная общественная машина нуждается в переделке поистине исторической, иначе ее ждет гибель.

Всякое живое существо, повинуясь первичному инстинкту, стремится обеспечить себе кров. Различные активные слои общества уже не располагают подобающим кровом. Его нет ни у рабочего, ни у интеллигента.

Решение проблемы жилья — основа для восстановления нарушенного равновесия: архитектура или... революция.

 

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)