Шарль Эдуард Жаннере: швейцарский период 1887—1917

• 1887 

6 октября 1887 года в Швейцарии, в городе Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), франкоязычного кантона Нёвшатель, в семье профессионального гравера, владельца эмалировочной мастерской Жоржа-Эдуарда Жанере (Georges Edouard Jeanneret-Gris) и Мари-Шарлотт-Амели Жаннере-Перре (Marie Charlotte Amélie Jeanneret-Perret) родился сын — Шарль-Эдуард Жаннере (Charles-Edouard Jeanneret), которому суждено стать Ле Корбюзье.

Ля Шо-де-Фон — родина часового производства, откуда оно распространилось по всему миру. Ля Шо — означает луг, поляну. Ля Шо-де-Фон — крайнюю поляну западного склона Юра. Руссо и Ламартин посетили Шо-де-Фон. Руссо писал Даламберу: «В молодости мне довелось увидеть... уникальное на свете зрелище — гору, на вершине которой расположены жилые дома, каждый из которых был размещен в центре ему принадлежащего участка... Крестьяне там жили счастливо и в достатке, они были освобождены от податей и налогов... они с великим усердием обрабатывали землю, а в свободное от работы время занимались изготовлением тысяч разнообразных изделий... Я постоянно восхищался этими людьми, в которых удивительно сочетались, казалось бы, несовместимые черты: тонкость вкуса и простота; подобного я не встречал нигде более...». Ламартин утверждал, что в домах, расположенных в горах Юра, он встречал Рабле и Сервантеса, Монтеня, Руссо и Вольтера.

Весьма часто в семье Ле Корбюзье звучат изречения из Пятой книги Рабле: «То, что ты делаешь, делай». 


• 1891

Шарль-Эдуард Жаннере поступает в начальную школу Ла Шо-де-Фон


• 1900 - 1904

Шарль-Эдуард Жаннере поступает в Школу искусств в Шо-де-Фон, где учится декоративно-прикладному искусству у преподавателя Шарля Леплатенье (Charles l'Eplattenier). Обучение в Школе искусств базировалось на идеях «искусств и ремесел», популярного в то время движения, основанного Дж. Рёскиным, а также находившегося в расцвете стиля ар нуво. С момента поступления в Школу искусств Эдуард Жаннере начинает самостоятельно заниматься ювелирным делом и гравировать крышки часов. В 1902 году его часы, отчеканенные с применением серебра, стали, меди, золота и других металлов, получают почетный диплом на Международной выставке декоративного искусства в Турине в 1902 году. Шарля-Эдуарда мастерство гравировки часов приводит в уныние, он хочет быть художником.

Из разговора с Леплатинье:
— Ты будешь заниматься совсем другим делом — ты станешь архитектором.
— Никогда в этой жизни. Терпеть не могу эту профессию.

«Те дома, что у нас строили, были такие невыразительные, безликие. Мне повезло, что я никогда не учился архитектуре».


• 1905

Свой первый архитектурный проект Шарль-Эдуард Жаннере начал в семнадцать с половиной лет, с помощью профессионального архитектора (René Chapallaz). Это была вилла (Villa Fallet) с внутренней отделкой, построенной для гравёра Луи Фалле, члена совета Художественной школы. 


• 1907

На заработанные на строительстве виллы Фалле деньги Шарль-Эдуард Жаннере совершает свою первую образовательную поездку... «чтобы увидеть»... — в Италию, Австрию и Францию. 

Проектирование и строительство: Вилл Jaquemet и Stotzer в Ла Шо-де-Фон (1907-1909).


• 1908

В Вене Шарль-Эдуард Жаннере стажируется, работая чертежником у архитектора и дизайнера Йозефа Гоффмана (Josef Hoffmann), лидера венского сецессиона. Знакомство с Густавом Климтом.

В Париже поступает на работу чертежником в мастерскую братьев Огюста (Auguste Perret) и Густава Перре, архитекторов, которые одними из первых использовали железобетон в строительстве многоэтажных жилых домов. В то время Огюста Перре сурово критиковали за то, что он работал подрядчиком на собственных стройках, что, по мнению его коллег, было равносильно преступлению против архитектуры!

Знакомится с Тони Гарнье.


• 1910

В Берлине поступает на работу чертежником в мастерскую Петера Беренса (Peter Behrens). 
Знакомится с Вальтером Гроппиусом и Людвигом Мисом Ван-дер-Роэ
Шарль-Эдуард Жаннере уезжает в горы, где по книгам изучает расчеты железобетонных конструкций.
Участвует в национальной лыжной гонке (Гриндельвальд). 


• 1911

Знакомится с Генрихом Тессеновым (Heinrich Tessenow), автором проекта города-сада Hellerau

Вместе со своим другом Августом Клипштейном (Auguste Klipstein) совершает пуутешествие на Восток. Шарль-Эдуард Жаннере путешествует с мешком за спиной; он побывал в Праге, на Дунае, в Сербии, Румынии, Болгарии, Турции (Константинополе), Средней Азии. Двадцать один день на горе Афон посвящается изучению византийской живописи; шесть недель в Афинах и Акрополе. Колонны северного фасада и архитрав Парфенона еще разбросаны по земле, что позволяет прочувствовать пластику и модуляцию деталей, если проводить по ним пальцами. Ле Корбюзье открывает, что действительность не имеет ничего общего с тем, как это изложено в учебниках. Здесь каждая вещь — откровение; игра солнечного света... К этому времени относится его наиважнейший и непререкаемый совет: поверить можно лишь после того, как увидел, обмерил... и потрогал пальцами!

По своим записям он напишет заметки, часть которых будет опубликована в газете, выходящей в его родном городе Ла-Шо-де-Фон. Позднее он переработает и дополнит эти материалы, намереваясь выпустить книгу, которую под названием «Путешествие на Восток» должен будет в 1914 году опубликовать Гастон Валлетт в издательстве «Меркюр де Франс». Однако эти планы нарушила война, и рукопись затерялась в архивах Ле Корбюзье. Лишь через 54 года после путешествия он решается, наконец, опубликовать эту книгу, повествующую о его юношеских сомнениях и открытиях. В июле 1965 года он правит рукопись и, не прибегая к документам, снабжает ее необходимыми примечаниями.


• 1912

Работает преподавателем в Школе Искусств в Ла Шо-де-Фон.
Проектирование и строительство вилл Жаннере-Перре (Villa Jeanneret-Perret) в Ла Шо-де-Фон и Favre-Jacot в Le Locle, Швейцария


• 1913

Первая выставка из десяти акварелей Шарля-Эдуарда Жаннере «Язык камней» на Осеннем салоне в Париже.
Жаннере получает лицензию преподавателя искусств.


• 1914

Закрытие новой секции в Школе Искусств Ла-Шо-де-Фон. 
Поездка в Кёльн на выставку Werkbund.
Шарль-Эдуард Жаннере организует свою первую архитектурную мастерскую в Ла-Шо-де-Фон.
Иследовательский проект Дом-Ино ("Dom-Ino"). В то время создание такого дома было неожиданным изобретением. Здесь угаданы возможности железобетона и строительство из типовых элементов, найден человеческий масштаб. До нашего времени строительство домов этого типа не нашло применения ни в годы реконструктивных работ после 1918 года, ни после 1945 года. Это было слишком ново!


• 1915

Поездки в Париж для обучения в Национальной библиотеке (отдел гравюр).
Подготовка рукописи «Строительство городов».


• 1916

Строительство виллы Швоб (Villa Schwob), также именуемой Турецким домом и кинотеатра "La Scala" в Ла Шо-де-Фон


• 1917

Шарль-Эдуард Жаннере покидает Ла Шо-де-Фон и переезжает в Париж 


Шарль-Эдуард Жаннере (слева) со своим братом Альбертом и их родителями Жоржем-Эдуардом и Мари-Шарлотт-Амели Жаннере, 1889

Шарль-Эдуард Жаннере (слева) со своим братом Альбертом и их родителями Жоржем-Эдуардом и Мари-Шарлотт-Амели Жаннере, 1889

Шарль-Эдуард Жаннере (слева) со своим братом Альбертом. 1889

Шарль-Эдуард Жаннере (слева) со своим братом Альбертом. 1889

Шарль-Эдуард Жаннере (справа) со своей матерью Мари-Шарлотт-Амели и братом Альбертом. 1891

Шарль-Эдуард Жаннере (справа) со своей матерью Мари-Шарлотт-Амели и братом Альбертом. 1891

Шарль-Эдуард Жаннере (слева) со своим братом Альбертом. 1891

Шарль-Эдуард Жаннере (слева) со своим братом Альбертом. 1891

Часы, отчеканенные Шарлем-Эдуардом Жаннере в пятнадцатилетием возрасте, с применением серебра, стали, меди, золота и других металлов, получают почетный диплом на Международной выставке декоративного искусства в Турине в 1902 году.

Часы, отчеканенные Шарлем-Эдуардом Жаннере в пятнадцатилетием возрасте, с применением серебра, стали, меди, золота и других металлов, получают почетный диплом на Международной выставке декоративного искусства в Турине в 1902 году.

Шарль-Эдуард Жаннере. Афины, Акрополь, сентябрь 1911 года

Шарль-Эдуард Жаннере. Афины, Акрополь, сентябрь 1911 года

Шарль-Эдуард Жаннере. Афины, Акрополь, сентябрь 1911 года

Шарль-Эдуард Жаннере и Август Клипштейн (Auguste Klipstein) в Пера, 1911 год

Шарль-Эдуард Жаннере и Август Клипштейн (Auguste Klipstein) в Пера, 1911 год

Вилла Жаннере-Перре, Ла-Шо-де-Фон, 1912. Спальня родителей Шарля-Эдуарда Жаннере

Вилла Жаннере-Перре, Ла-Шо-де-Фон, 1912. Спальня родителей Шарля-Эдуарда Жаннере

Вилла Жаннере-Перре, Ла-Шо-де-Фон, около 1912 года. Жорж-Эдуард Жаннере (отец Шарля-Эдуарда Жаннере) в своем кабинете

Вилла Жаннере-Перре, Ла-Шо-де-Фон, около 1912 года. Жорж-Эдуард Жаннере (отец Шарля-Эдуарда Жаннере) в своем кабинете

Вилла Жаннере-Пере, Ла-Шо-де-Фон. Шарль-Эдуард Жаннере со своим братом Альбертом и родителями Жорж-Эдуардом и Мари-Шарлотт-Амели Жаннере в беседке, около 1912 года

Вилла Жаннере-Пере, Ла-Шо-де-Фон. Шарль-Эдуард Жаннере со своим братом Альбертом и родителями Жорж-Эдуардом и Мари-Шарлотт-Амели Жаннере, около 1912 года

Вилла Жаннере-Пере, Ла-Шо-де-Фон. Шарль-Эдуард Жаннере со своим братом Альбертом и родителями Жорж-Эдуардом и Мари-Шарлотт-Амели Жаннере в беседке, около 1912 года

Вилла Жаннере-Пере, Ла-Шо-де-Фон, около 1912 года. Терраса. Сад

Вилла Жаннере-Пере, Ла-Шо-де-Фон, около 1912 года. Терраса. Сад

Вилла Жаннере-Пере, Ла-Шо-де-Фон. Семья Жаннере у перголы, около 1912 года

Вилла Жаннере-Пере, Ла-Шо-де-Фон. Семья Жаннере, около 1912 года

Вилла Жаннере-Пере, Ла-Шо-де-Фон

Вилла Жаннере-Пере, Ла-Шо-де-Фон

Вилла Жаннере-Пере, Ла-Шо-де-Фон. Шарль-Эдуард Жаннере и его отец Жорж-Эдуард у подножия лестницы, ведущей на террасу сада, около 1912 года

Вилла Жаннере-Пере, Ла-Шо-де-Фон. Шарль-Эдуард Жаннере и его отец Жорж-Эдуард у подножия лестницы, ведущей на террасу сада, около 1912 года

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер