1919—1939

Полный текст автобиографической книги «Ле Корбюзье. Творческий путь» ("L'Atelier de la recherche patiente" (Мастерская терпеливого исследования), Le Corbusier, 1960). Перевод с французского Ж. Розенбаума. Публикуется по изданию 1970 года (Стройиздат, Москва).


Покинув свой родной город, Ле Корбюзье поселяется в Париже. Он создает мастерскую на небольшой убогой улочке (близ предместья Пуассоньер), на седьмом этаже, в обращенной во двор комнате слуги. Огюст Перре организует встречу Амедеи Озанфан с Жаннере. Пророчество Озанфан: «В течение сорока лет строить не будем!» Жаннере обязан Озанфан началом занятий живописью (в возрасте тридцати одного года). Его первая картина относится к ноябрю 1918 года. Это композиция, вдохновленная пейзажами Греции (картина «Труба»), Пространство и свет — основа образа мыслей Ле Корбюзье, среда его деятельности.

1919 год. Создание международного журнала «Эспри Нуво», посвященного современной деятельности. Жаннере выступает в этом журнале по вопросам архитектуры под псевдонимом Ле Корбюзье («Эспри Нуво» № 1, 1920 г.). В 1921 году Пьер Жаннере присоединяется к Ле Корбюзье с тем, чтобы открыть проектную мастерскую на ул. де Севр, 35 в Париже.

В «Осеннем салоне» 1922 года выставляется большая исследовательская работа на тему «Современный город на 3 млн. жителей». Первые постройки Ле Корбюзье относятся к этому периоду. До этого времени, в течение восьми лет, он создает ряд технических предприятий и руководит ими. В первый год своего существования «Эспри Нуво» публикует серию статей, которые в 1923 году издаются книгой под названием «К архитектуре» (Vers une Architecture), получившей всемирную известность. Она была переведена на английский, немецкий, испанский, русский и японский языки. Основные разделы этой книги: «Три напоминания господам архитекторам», «Объем», «Поверхность», «План», «Регулятивная трассировка», «Глаза, которые не видят», «Пакетботы», «Самолеты», «Автомобили», «Архитектура», «Урок Рима», «Иллюзия планов», «Чистое создание Духа», «Серийное строительство домов», «Архитектура или Революция».

Во введении сказано: «Архитектура — это умелое, корректное и великолепное сочетание освещенных форм».

В 1929 году, будучи торжественно принят парламентом штата Сан Пауло в Бразилии, Ле Корбюзье услышал следующие слова приветствия: «С прибытием в Бразилию представителя «Эспри Нуво» № 1, мы почувствовали, что произошло знаменательное событие...».

В 1925 году на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже павильон «Эспри Нуво» окружен атмосферой непримиримой враждебности и недоброжелательства.

На пригласительной карточке, розданной в день открытия выставки, было сказано, что этот павильон «наиболее трудно разыскать на выставке». Председатель международного жюри (один из великих французов) ответил своим иностранным коллегам, потребовавшим присуждения Гран При павильону «Эспри Нуво»: «Здесь нет никакой архитектуры!».

В 1927 году после 65 заседаний жюри в Женеве проект Дворца Лиги Наций для Женевы оказался единственным из 360 проектов (12 км чертежей), собравшим четыре голоса из девяти. Остальные проекты собрали лишь по одному голосу. Но господин Лемарескье — представитель Парижа в составе жюри — делает заявление, что «этот проект не вычерчен китайской тушью». Это противоречит условиям конкурса, поэтому он настаивает на том, чтобы проект был объявлен вне конкурса и исключен. Что и было сделано. В результате — международный протест архитекторов.

1928 год. Основание CIAM (Международные конгрессы современной архитектуры). Первый конгресс проходил с 26 по 28 июня 1928 года в Швейцарии (Кантон Во), Конгресс был созван для того, чтобы выработать генеральную программу действия, преследующую цель вырвать архитектуру из тупика академизма и сделать ее такой, чтобы она соответствовала своей истинной экономической и социальной среде.

По идее организаторов конгресс должен определить диапазон исследований и характер дискуссий, которые в скором времени будут организованы на предстоящих архитектурных конгрессах, посвященных отдельным проблемам. Первый конгресс призван был определить тематику предстоящих встреч. За последующие 30 лет (до 1958 года) CIAM изменили характер градостроительства во всем мире.

В 1928 году Ле Корбюзье и Пьер Жаннере получают заказ на проектирование Дома Центросоюза в Москве. Впоследствии он будет построен с некоторыми отступлениями от первоначального замысла* (Здание ЦСУ СССР (б. дом Наркомлегпрома) на ул. Кирова в Москве было построено в 1930-1936 гг. при участии арх. Н. И. Колли. Этой работе Ле Корбюзье предшествовала его победа на конкурсе в 1928 г. (Прим. ред.)). Разрабатывая этот проект, Ле Корбюзье предлагает принцип «нейтрализующих стен». Это новшество вызвало насмешки со стороны московских и парижских специалистов. Но Гюстав Лион считает это предложение гениальной идеей, которая преобразит архитектуру. Под руководством этого физика были проведены тщательные изыскательские работы и опыты в лаборатории фирмы «Сен Гобен». В наши дни где-то в архивах этой фирмы хранятся папки с расчетами (в которые до сего времени никто не заглядывал).

В 1928 году выполняется проект здания «Мунданеума» для Женевы (инициатор Поль Отле). Здание предполагалось разместить близ Дворца Лиги Наций. В 1933 году этот же проект предлагается для Антверпена. Затем этот проект был забыт навсегда!

1931 год. Проект Дворца Советов для Москвы. Участвовать в конкурсе были приглашены зарубежные архитекторы (Огюст Перре, Петер Беренс, Ле Корбюзье, Пьер Жаннере и др.). Проект Ле Корбюзье и Пьера Жаннере получает высокую оценку. Но ситуация неожиданно меняется и после 1931 года всякие контакты прерываются* (Изменение отношения к творчеству Ле Корбюзье было связано с новой направленностью советской архитектуры, сложившейся в середине 30-х годов. В это время не только творчество Корбюзье, но и работы советского конструктивизма подвергаются серьезной критике. (Прим. ред.)).

Во время захвата Парижа гитлеровцами книги Корбюзье запрещают печатать в Германии, расценивая их как пропаганду «большевистской архитектуры...».

Начиная с 1930 года, в течение двенадцати лет без перерыва Ле Корбюзье посвящает себя работе по планировке города Алжир. В этом городе в 1930 году о градостроительстве даже не мечтали.

В течение двенадцати лет совершенно безвозмездно с помощью группы молодых архитекторов из разных стран, собравшихся (начиная с 1923 года) на улице Де Севр в Париже, Ле Корбюзье и Пьер Жаннере создают семь огромных проектов (семь крупных исследований). Затем в Алжире организуется ряд выставок проектов и проводятся их общественные обсуждения. Однажды один из участников воскликнул: «если бы все это было правдой, то оно осуществлялось бы...» Во всем мире в центральной прессе и в журналах в те годы публикуются проекты реконструкции Алжира, выполненные под руководством Ле Корбюзье.

В 1929 году редакции журналов «Сул» и «Лез Амигос дель Арте» приглашают Ле Корбюзье в Буэнос-Айрес, чтобы выступить в Аргентине по вопросам современной архитектуры и градостроительства. Десять импровизированных лекций формируют цикл. В каюте океанского пакетбота по пути из Рио-де-Жанейро в Бордо Ле Корбюзье систематизирует итоги прочитанных лекций; для их иллюстрации он выполнил сотню крупноразмерных рисунков углем и цветными мелками. Сверток этих рисунков по сей день хранится в одном из шкафов частной мастерской Ле Корбюзье.

По возвращении в Париж Ле Корбюзье выпускает книгу «О современном состоянии архитектуры и градостроительства».

Пароход и самолет расширили градостроительный горизонт... Создаются двадцать планшетов с проектами «Лучезарного города». В углу каждого планшета — две большие буквы: VR1 или VR2, или VR* (Первые буквы слов лучезарный город на французском языке: «Ville Radieuse» (Прим. пер.)).

«Что означает «лучезарный»? Это понятие ни о чем не говорит! Назови это «Паровоз», он по крайней мере двигается, работает! Нет! Именно «лучезарный», ибо если кто-либо попытается написать, что здесь живется как в прусской казарме, то пусть он внимательно изучит проекты и тогда он убедится, что это поистине лучезарно!» «Лучезарный» — неотразимое слово, которое призвано осветить наши представления о светлом будущем.

В 1928 году он создает проект «Авто-максимума» — нового типа автомобиля. В машине обеспечена возможность сидеть, лежать, удобно размещать багаж, она имеет съемный верх, хороший обзор. Все эти удобства сочетались с хорошими аэродинамическими качествами. Проект был опубликован в марте 1935 года в приложении к альбому Общества инженеров автомобильной промышленности, посвященному малолитражным автомобилям.

В 1928 году были построены два дома Вайсенгофа в Штутгарте. Гитлер считал их образцами большевистской архитектуры и хотел разрушить. Им удалось уцелеть и, к счастливому изумлению Ле Корбюзье, в 1958 году они были классифицированы муниципалитетом столицы Вюртембергского графства как архитектурные памятники.

Примерно то же произошло с оценкой архитектуры Виллы Савой в Пуасси, построенной в 1929 году и отнесенной (также без ведома Ле Корбюзье) в 1959 году Министерством культуры Франции к числу исторических памятников.

1932-1935 годы и 1937 год для Корбюзье характерны терзаниями и ненавистью к организаторам «Международной выставки искусства и техники» в Париже в 1937 году. На объявленный в 1932 году конкурс Ле Корбюзье предложил комплексную программу и конкретную тему для выставки: «1937 — Международная выставка жилища». За четыре месяца до открытия выставки, в декабре 1936 года, ему, наконец, отводят участок, при этом вне пределов основной территории выставки, на дополнительной площадке близ заставы Майо, в секторе, предназначенном для сельского поселка. Ле Корбюзье и Пьер Жаннере строят павильон «Тан Нуво» из холста площадью 1500 м², где устраивают экспозицию, рассказывающую об архитектуре и градостроительстве, а также о науке, о жилище.

1935 год. Приглашение Рокфеллера (нью-йоркский Музей современного искусства) прочитать 23 лекции об архитектуре и градостроительстве в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Балтиморе, Чикаго, Мичигане и т. д. Во время поездки по Америке было выполнено 350 м рисунков углем и цветными мелками на архитектурные темы, на шести рулонах бумаги, разрезанных на 180 листов размером 200х140 см каждый. Двенадцать лет спустя в июне 1947 года во время обеда, который Нельсон Рокфеллер устроил в своем доме в Централ Парке в Нью-Йорке, он заявил Ле Корбюзье: «Это Вы в 1935 году изменили облик архитектуры в Соединенных Штатах...».

1936 год. Возвращение из США. Книга «Когда соборы были белыми» написана в дружеских тонах по отношению к американцам. Десять лет спустя в 1946-1947 гг. эту книгу перевели в Нью-Йорке. Предполагалось, что тираж разойдется немедленно. Однако в отчетные документы американских издателей через несколько лет будет внесена лаконичная запись: «Когда соборы были белыми»; количество проданных экземпляров — ноль; причина — резкая критика современной американской архитектуры».

1935 год ушел на изготовление макета фрагмента «Лучезарного города» (современные условия жизни).

1932 год. Первый «Mural» — настенное фото-панно площадью 55 м² в корпусе швейцарских студентов Парижского студенческого городка; панно подвергается уничтожающей критике со стороны одной из центральных газет французской Швейцарии — «Это дикая мазня!!!».

1935 год. Первая настенная живопись (выполнена безвозмездно Ле Корбюзье для жилого дома в Вазелей).

1938 и 1939 годы. Восемь стенных росписей (без оплаты) в доме Бадовичи и Элен Грей на Мысе Мартен.

Май 1940 год. Наружная настенная живопись размером 5х6 м на старом здании, перестроенном в «Молодежные мастерские». Во время немецкой оккупации, когда Ле Корбюзье покидает Париж, это здание занимает архитектор — выпускник Академии изящных искусств «Ecole des Beaux Arts». Вдоль живописного панно он пристраивает гардероб, причем край кровли пристройки упирается в середину картины; крюки для пальто и шапок вбиваются в живопись.

1948 год. Ле Корбюзье выполняет крупноразмерную стенную живопись площадью 55 м2 в корпусе швейцарских студентов Парижского студенческого городка.

1951 год. Настенная роспись в доме Нивола в Лонг Айленде (США).

1936 год. Ле Корбюзье приглашен в Рио-де-Жанейро по просьбе Лусиу Коста для консультации проекта здания Министерства национального просвещения, а также для разработки проектного задания бразильского городка студентов. Ле Корбюзье завязывает дружбу с Коста и с Оскаром (Оскаром Нимейером). В этих проектах Ле Корбюзье впервые предлагает применить солнцеотражатели («brise soleil»), В 1958 году Лусиу Коста скажет Ле Корбюзье: «Если бы Ваши предложения по планировке прибрежной полосы залива Рио были учтены, то сегодня мы имели бы композицию, отличающуюся архитектурным и градостроительным великолепием». Но, к сожалению, в последующие годы застройка Рио осуществлялась по рутинерским и ущербным проектам.

1937 год. Павильон «Тан Нуво». Экспозиция этого павильона посвящена проблемам жилища (Жилые Единицы). В числе экспонатов проект реконструкции трущобного квартала №6 в Париже, который должен был положить начало созданию большой транспортной оси «Восток—Запад». Здесь же были представлены проекты стадиона на 100 тыс. мест, причем последний был решен в комплексе с летним кинотеатром, зеленым театром, спортивным ядром, танцевальной площадкой, залом заседаний и с площадкой для массовых празднеств и спортивных выступлений...

На открытии этого большого павильона не было министра, не пришли также генеральный комиссар и директор отдела архитектуры. Ле Корбюзье сказал, обращаясь к посетителям: «Никто не явился, но я объявляю павильон открытым».

Часть экспозиции павильона занимал «План Парижа 1937»; он знаменовал собой важный этап. Последующий этап относится к 1941 году (см. «Дом для людей», изд. «Плон»; «Проекты Парижа Ле Корбюзье, 1953-1922», изд. «Миньюи»).

В павильоне «Тан Нуво» была представлена обширная исследовательская работа в области проектирования сельских населенных мест — ферма и кооперативный центр. Эта работа была выполнена совместно с сельскохозяйственным рабочим из Сарты Нобером Безаром.

В июне 1939 года Генеральный губернатор Алжира заявил о своем решении приступить к строительству административного высотного здания в прибрежной части города (в последнем проекте Ле Корбюзье, разработанном в 1941 году, он именовался «Бастион Икс-Игрек»). После десятилетнего труда проект этого высотного здания был доведен до совершенства, это был образец чистой и истинной архитектуры...

Но весной 1940 года Адольф Гитлер уже был в Париже...

В итоге — строительство было отложено и кануло в вечность.

Труба. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1918 год. Первая картина Ле Корбюзье «Труба». Работая в ночное время над этим полотном, он частично утратил зрение (отслоение сетчатки). Эта картина — ключ к пониманию его пластики: объем в пространстве.

1923.    Книга «К архитектуре». «Коллекция Эспри Нуво». Изд. «Кре», Париж. Второе изд. «Винсен-Фреаль», Париж.

Натюрморт с фонарем. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Натюрморт с фонарем, 1930 г. Холст 100х80 см.

«Эспри Нуво» — международный журнал современного творчества. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

«Эспри Нуво» — международный журнал современного творчества — в течение пяти лет вел борьбу за современную архитектуру, за современное градостроительство. «Эспри Нуво» выступал против украшательского искусства. Содержание журнала «Эспри Нуво» послужило основой для серии книг «Collection de l’Esprit Nouveau» («Коллекция Эспри Нуво»).

1921. Лекции. «Эспри Нуво», Прага, Женева, Лозанна.

Дом в Воскрессоне. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1922 год. При строительстве этого дома в Воскрессоне Ле Корбюзье начал свои первые исследовательские работы в области архитектуры. До этого времени он об этом не помышлял. Его творчество, связанное с новаторскими предложениями, началось в возрасте после тридцати одного года.

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

В 1922 году в «Осеннем салоне» в Париже была создана градостроительная секция. Директор секции пригласил Jle Корбюзье принять участие в этом разделе. Между ними произошел такой разговор:

«Что же представляет собой, по-вашему, градостроительство?», — спросил Ле Корбюзье.

«Градостроительство — это искусство создать улицу, магазины, вывески магазинов, это понятие даже распространяется на стеклянные набалдашники лестничных ограждений в домах...», — ответил директор.

«Хорошо, хорошо, я Вам сделаю проект монументального фонтана, а за ним расположу город на 3 млн. жителей», — ответил Корбю.

Впоследствии Ле Корбюзье забыл про фонтан и совместно с Пьером Жаннере представил комплексный проект города на 3 млн. жителей, который включал множество предложений, начиная от стандартных жилищ и «Жилых единиц» до проектов Делового центра и др. ..., при этом он противопоставлял свои предложения хаосу застройки Нью-Йорка.

Руководитель отдела градостроительной хроники газеты «Тан» (Temps) Леандр Вайя писал тогда: «Ле Корбюзье не француз: прямая линия — это немецкая линия; истинно французская линия кривая...» Браво! А как же Версаль, Фонтенбло, дороги, проложенные Людовиком XIV, дороги Наполеона и т.д. и т.д. ...Зато Блез Сендрар, с которым в этот период Ле Корбюзье впервые встретился, был ошеломлен его проектом. Они стали друзьями.

 

СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД

На основе технического анализа и архитектурного синтеза я создал проект современного города на 3 млн. жителей. Эта работа была экспонирована в ноябре 1922 года на выставке «Осенний салон» в Париже. Она вызвала самые различные отклики: в одних случаях гнев, в других — энтузиазм. Это был решительный шаг. Чертежи не снабжались текстами, поэтому не каждый их понимал. Я должен был присутствовать на выставке, чтобы отвечать на наиболее существенные вопросы. Эти вопросы носили принципиальный характер и не должны были оставаться без ответа. Поэтому взявшись за этот труд, с целью изложить новые принципы градостроительства, я прежде всего решил дать определенный ответ на эти важнейшие вопросы. Я исходил из двух основных положений; во-первых, из аргументов чисто человеческого порядка — из общих психологических ощущений и веления сердца, затем — из аргументов исторических и статистических. Я изучил основы развития общества и познал в совершенстве среду, в которой проходит наша жизнь.

Я думаю, что мой читатель, пройдя вместе со мной по этапам этого пути, приобрел определенную уверенность. Поэтому я рассчитываю, что показ моих проектов уже более не будет вызывать недоумения и что опасения читателей развеются.

Ле Корбюзье

Проект современного города на 3 млн. жителей. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Проект современного города на 3 млн. жителей. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Проект современного города на 3 млн. жителей. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1922. Лекции «Эспри Нуво». Базель, Цюрих, Берн, Париж, Сорбонна.

Жилая ячейка. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Жилая ячейка. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1922 год. В «Осеннем салоне» в Париже: градостроительство и архитектура. Все появилось одновременно: жилая ячейка, ансамбль. Руководящей идеей была избрана гармония.

1924. Лекции. «Эспри Нуво». Брюссель, Париж.

Два дома в Штутгарте на выставке немецкого Веркбунда. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches Два дома в Штутгарте на выставке немецкого Веркбунда. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1928 год. Два дома в Штутгарте на выставке немецкого Веркбунда.

Вилла делла Рокка. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches Вилла делла Рокка. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Вилла делла Рокка. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Гостиная в доме Альбера Жаннере.

Вилла делла Рокка. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1923-1924 гг. «Вилла делла Рокка» построена в едином комплексе с домом Альбера Жаннере в Париже на сквере Доктер Бланш. В этой вилле находилась знаменитая коллекция кубистской живописи Ля Роша.

1925. Книга «Градостроительство», «Коллекция Эспри Нуво». Изд. «Кре», Париж.

Строительство этих двух смыкающихся друг с другом домов связано с новым явлением — архитектурной полихромией. В здания введены цвета: белый, черный, красный, синий, розовый и др...

Тридцать лет спустя в «Жилой Единице» на Бульваре Мишле в Марселе мы вновь увидим яркую полихромию на фасадах и в интерьерах. Создание фасадов марсельской «Жилой Единицы» потребовало 4 тыс. указаний рабочим и малярам...

В Индии, в Капитолии Чандигарха, во Дворце правосудия и в здании Секретариата, торжествует полихромия: черный, желтый, зеленый, красный, синий и белый цвета.

«Электронная поэма» Ле Корбюзье в павильоне фирмы «Филипс» на Брюссельской выставке в 1958 г. включала электронный орган с потрясающими цветовыми эффектами.

Архитектурная полихромия — специфическое явление; она представляет собой закономерное следствие (для новаторского изобретательского духа) свободного плана, порожденного применением бетона и металла.

Город-сад Пессак. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Город-сад Пессак (51 дом). Решительные протесты со стороны предпринимателей и общественного мнения. Бойкот и т.д., и т.д. ... В продолжение нескольких лет в городе не было воды и, следовательно, населения!

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Настойчивые поиски стандартизации..., стремление к индустриализации строительства.

1925 год. Международная выставка декоративного искусства в Париже. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1925 год. Международная выставка декоративного искусства в Париже. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1925 год. Международная выставка декоративного искусства в Париже. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1925 год. Международная выставка декоративного искусства в Париже. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1925 год. Международная выставка декоративного искусства в Париже.

Ле Корбюзье и Пьер Жаннере строят павильон «Эспри Нуво». Плакаты, вывешенные в павильоне, гласят: «Призыв к промышленникам»; «Крупная промышленность должна овладеть строительством». 1925-1960 гг. = 35 лет; это примерно тот срок, который необходим, чтобы идея могла развиться и завоевать общественное мнение.

1925-1927 гг. Книги: Современное декоративное искусство, Современная живопись (совместно с Озанфан), Альманах современной архитектуры («Коллекция Эспри Нуво»). Изд. «Кре», Париж. Второе изд. «Винсен-Фреаль», Париж.

Здесь нет архитектуры»..., но в 1960 году, тридцать пять лет спустя, все эти предметы войдут в быт.

1925 год. Проект дома госпожи М. в Париже. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1925 год. Проект дома госпожи М. в Париже. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1925 год. Проект дома госпожи М. в Париже. Этот дом начинается от уровня земли и завершается крышей-садом. Дом обращен к парку Фоли Сент Джемс, к пруду и к искусственным руинам, имитирующим времена Людовика XVI...

«Господин Ле Корбюзье, вы отвратительный инженер, у вас нет сердца, вы бесчувственны и эстетически слепы»,— такова была оценка этого проекта некоторыми лицами.

Вилла в Гарше. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Вилла в Гарше. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Вилла в Гарше. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Вилла в Гарше. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

 

Вилла в Гарше, 1927 год. Блистательное появление современной эстетики! Если собрать несущие столбы этого дома в один пучок, то они образуют железобетонный пилон сечением 80х110 см.

Ле Корбюзье хотел выполнить эскиз мозаики в натуральную величину для холла. Его заказчик воскликнул: «Никогда! И слышать не желаю. Я хочу спокойно спать ночью!»

1927. Лекции «Дом-дворец». Мадрид, Барселона, Франкфурт, Брюссель.

Приглашенного вскоре после окончания строительства дома Штейна Анри Матисса Ле Корбюзье спросил: «Каково Ваше мнение об этом доме?».

Взволнованный Матисс воскликнул: «Я буквально потрясен!». Это было в 1927 году.

1928. Книга Дом-дворец «Коллекция Эспри Нуво». Изд. «Кре», Париж.

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

«Этот проект не вычерчен китайской тушью. Я требую, чтобы он был объявлен вне конкурса» (это слова Лемарескье, члена Международного жюри конкурса на проект Дворца Лиги Наций в Женеве, 1927 год).

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1928 год. Вилла. Выразительность разреза, солнцезащитная кровля и солнцезащитные устройства.

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Так тщательно продумывалось одно архитектурное решение.

1 — дом Ля Рош; 2 — вилла в Гарше; 3 — дом в Тунисе; 4 — вилла Савой в Пуасси.

Современная мебель. 1928 год. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Современная мебель. 1928 год. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Современная мебель. 1928 год.

В 1960 году эта мебель пущена в массовое производство. 32 года тому назад она была предложена для массового изготовления, но...

Живопись «Обед близ маяка». Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Живопись «Обед близ маяка», 1928 г. Холст 100х81 см.

Дом Лушер. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1929 год. «Дом Лушер» (45 м2). Восхищенный министр, похлопывая Ле Корбюзье по плечу, говорил: «Вы построите тысячи таких домов». «Нет, господин Министр, мы не построим ни одного!» «Почему?» «Потому что Ваши законы плохо составлены. В них исключена связь между двумя обстоятельствами: определенными условиями жизни, на которые рассчитан мой проект, и неподготовленностью заказчиков — тех, кто пользуется Вашими законами».

1929 год. «Мунданеум» в Гранд-Саконексе близ Женевы. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1929 год. «Мунданеум» в Гранд-Саконексе близ Женевы. Это первая попытка реализации идей мондиализма* (Мондиализм — идея всемирного объединения. (Прим. пер.)). Поль Отле из Брюсселя, автор идеи мондиализма, посвятил ей свою жизнь и вложил в нее свой капитал. Он снимал несколько помещений в полуразрушенном здании бывшего выставочного дворца в Брюсселе… Однажды утром он был выброшен на улицу со своими машинистками, столами, бумагами. Но он невозмутимо продолжал активную деятельность до тех пор, пока общественность не обратила на него внимание. Ле Корбюзье окрестил его «Святым Павлом».

1928. Лекции. Прага, Москва.

1928 год. Здание Центросоюза в Москве. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1928 год. Здание Центросоюза в Москве. Красивый план!
В этом проекте, как и в Общежитии швейцарских студентов в Париже и затем в вилле Савой и «Плане-Обюс» в Алжире, Ле Корбюзье «сформулировал» идею свободного плана, связанную с периодом расцвета железобетона. Это подлинное произведение архитектуры, едва ли не безграничное по своему богатству. В этом проекте нет ничего общего со всем тем, что ему предшествовало, — с формулой классических эпох (комната = четыре стены). Правда, у него были предшественники, например, готика. Но готика являла непримиримые противоречия между планом, разрезом и техникой кладки из тесаного камня, сковывающей свободу творчества; семь веков спустя железобетон сыграл роль раскрепостителя.

1928 год. Здание Центросоюза в Москве. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1928 год. Здание Центросоюза в Москве. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Проект здания Центросоюза в Москве.

1929. Лекции. Десять в Буэнос-Айресе, две в Монтевидео, две в Рио-де-Жанейро, две в Сан Пауло; Париж, Москва, Бордо.

1930. Книга. Уточнения по вопросу о современном состоянии архитектуры и градостроительства. Изд. «Кре», Париж. Второе изд. «Винсен-Фреаль», Париж.

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Во время работы над этим проектом были созданы «нейтрализующие» навесные стены из стекла или камня. Это было подлинным новаторством в области строительной техники. До этого времени подобная конструкция стены никогда не применялась...

Вилла Савой в Пуасси. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Вилла Савой в Пуасси. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Вилла Савой в Пуасси. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Вилла Савой в Пуасси, близ Парижа, 1929 год. Во время войны была занята немецкими и американскими войсками; частично разрушена и разграблена.

Вилла Савой в Пуасси. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Вилла Савой в Пуасси. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Один молодой архитектор, будучи проездом в Париже, случайно узнал о том, что виллу экспроприировали власти Пуасси, намереваясь снести ее с тем, чтобы освободить участок для строительства женского лицея. Он тотчас же направил письмо с протестом в CIAM. Через несколько дней более 250 телеграмм, прибывших со всех континентов, легли на стол министра.

В то время, когда Ле Корбюзье был в Индии, министр культуры Франции Мальро дал указание отнести это сооружение к числу «исторических памятников», хотя по французским законам к ним могут быть отнесены лишь произведения умерших...

Ле Корбюзье и Пьер Жаннере рассказывали, что в 1928 году они создали автомашину, которую в то время и не пытались предлагать для реализации, ибо она резко отличалась от обычного для того периода типа: мотор сзади, аэродинамические формы, удобное и просторное размещение внутреннего оборудования и при всем этом высокий комфорт. Идея создания этого автомобиля — обеспечение максимума комфорта пассажирам; этому были подчинены требования механической и конструктивной характеристики.

Проект автомобиля. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Пассажиры размещались в свободном пространстве типа бельведера в передней части машины. Пассажиры не должны испытывать неудобств от шума, запахов (горючего и масла), перегревания и непосредственной вибрации мотора. Поэтому мотор располагался в задней части. Предусматривались обширный багажник, а также возможность трансформирования сидений в спальные места.

Максимум места для пассажиров и полное использование полотна дороги для кузова (отсутствие подножек и крыльев над колесами) — особенность этого автомобиля. Внешние формы, определенные условиями внутреннего комфорта, практически обеспечивают хорошую аэродинамическую модулировку.

Для удешевления конструкции поверхности кузова приданы простые изогнутые формы; в качестве материала использован плавно изогнутый слегка гофрированный металлический лист.

Верх у машины открывающийся, для чего устроена скользящая крыша, которая отталкивается к задней части.

Чтобы создать чувство безопасности, несмотря на то, что мотор расположен сзади, спереди предусмотрена мощная противоударная штанга; более легкие штанги расположены с боков и сзади.

(Этот текст — выдержка из альбома Общества инженеров автомобильной промышленности, посвященного конкурсу на малогабаритный автомобиль).

Ле Корбюзье и Пьер Жаннере сделали проект автомашины в 1928 году, назвав ее не «минимальной машиной», а «машиной максимум» — максимум удобств для клиента с учетом оптимальных условий, допускаемых правилами.

Чертежи, выполненные в 1928 году, были опубликованы спустя семь лет в качестве приложения к альбому Общества инженеров автомобильной промышленности, посвященному малогабаритной автомашине.

Но в то время этот проект был встречен довольно сдержанно. Сегодня, тридцать лет спустя, мы часто встречаем подобные автомашины.

Здание общежития швейцарских студентов в Парижском студенческом городке. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1930—1931 гг. Здание общежития швейцарских студентов в Парижском студенческом городке. Торжественное открытие скорее напоминало панихиду. Профессор Цюрихского университета Фуетер, математик с мировым именем, инициатор строительства этого здания воскликнул во время своего выступления: «Это самое красивое современное здание!». Молчание..., и лишь бодрый звук марокканской фанфары как бы поддержал эту оценку. Президент французской республики Альбер Лебрен сказал: «Пожалуй, впервые со времени моего избрания мне доводится присутствовать при открытии полностью завершенного здания, в котором не разбросаны строительные материалы и банки от красок; на столах даже расставлены цветы и пепельницы!»

Здание общежития швейцарских студентов в Парижском студенческом городке. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

План первого этажа.

Все тот же корпус швейцарских студентов — библиотека. У изогнутой стены библиотеки в течение двух дней происходила ожесточенная битва. Делались попытки выбрать места для картин с видами снежных вершин Швейцарских Альп (Ле Корбюзье умышленно сделал эту стену изогнутой, затем чтобы на ней нельзя было повесить картины). Это было признано нарушением правил. Под тяжестью угроз Корбюзье задумал стенной фотомонтаж («Mural photografique»). Совместно с Пьером Жаннере он собрал обширные материалы, дополнил их фотографиями микробиологических и микроминералогических структур, купленными в лавке натуралиста. Он увеличил их и наклеил на стену... Скандал! «Газет де Лозанн» напечатала на двух столбцах под крупным заголовком: «Снова в корпусе швейцарских студентов... Были ли просмотрены и утверждены компетентной комиссией эти изображения? Назовите нам тех, кто взял на себя смелость утвердить их! Или там хотят взять под защиту... то, что на наш взгляд представляет собой бред»...

Здание общежития швейцарских студентов в Парижском студенческом городке. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

На самом же деле здесь воспевалась красота природы во всей ее простоте.

Здание общежития швейцарских студентов в Парижском студенческом городке. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Здание общежития швейцарских студентов в Парижском студенческом городке. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Здание общежития было захвачено в 1940 году гитлеровцами; они сорвали стенной фотомонтаж библиотеки. Но в 1948 году профессор Фуетер дружески, но настоятельно потребовал, чтобы Ле Корбюзье выполнил живописное панно площадью 55 м² для этого места. Ле Корбюзье выполнил заказ, назвав свое произведение «Живописью тишины». Молчание окружает это панно по сей день...

1931 год. Предложение по созданию Музея современного искусства. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1931 год. Предложение по созданию Музея современного искусства с неограниченным ростом площади для размещения экспозиции. Место для строительства было выбрано близ одной национальной автодороги на картофельном поле.

Здание музея без фасада с безграничным расширением залов начинается с центра и разрастается по мере надобности по квадратной спирали. Музей предназначается исключительно для современного искусства. Сооружение возводится с применением балки одного типа, колонны одного типа и витража одного типа. Это здание строит один рабочий с помощником, располагая подъемным механизмом. Строительство может осуществляться непрерывно, в течение нескольких лет...

Идею «постоянно разрастающегося музея» Ле Корбюзье передал Христиану Зервосу, бывшему в то время его другом, для публикации в журнале «Cahiers d’Art». Она была поддержана группой «Синтез высших искусств». Передачу своего проекта этой группировке Ле Корбюзье расценивал как дружелюбный жест по отношению к художникам и скульпторам.

Но этой интересной идее не довелось воплотиться в жизнь из-за столкновения индивидуальных интересов...

Этот проект является продолжением работы над идеей «музея неограниченного расширения». Макет подготовлен для города Филипвиля в Алжире.. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Этот проект является продолжением работы над идеей «музея неограниченного расширения». Макет подготовлен для города Филипвиля в Алжире.

Начиная с 1952 года, Ле Корбюзье строит такой музей в Ахмадабаде, в Индии, а затем в Токио. Кроме того, предполагается построить еще один такой же музей с «Камерой Чудес» в Культурном центре Чандигарха.

У нас в Париже двухлетний труд по разработке аналогичного проекта закончился ничем!

1931 год. «План Обюс» Алжира. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1931 год. «План Обюс» Алжира. В результате двенадцати лет напряженного труда создано семь генеральных планов города Алжира (1931-1942 гг.). Эти проекты известны в профессиональных кругах всего мира.

Эпилог:

Префект: «Вы узнали человека, который выходил из моего кабинета?»

Ле Корбюзье: «Да, это был мэр города».

Префект: «Он приходил ко мне с требованием арестовать Вас»...

На заседании 12 июня 1942 г. Муниципальный совет единогласно решил отклонить генеральный план, составленный Ле Корбюзье.

1931 год. «План Обюс» Алжира. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Поэзия над Алжиром. «План Обюс» для Алжира.
 
1931. Лекции. Алжир (с 1931 по 1939 гг. многочисленные публичные выступления).

1932. Лекции. Роттердам, Амстердам, Дельфт.

1932. Книга. Крестовый поход – сумерки академий «Коллекция Эспри Нуво». Изд. «Кре», Париж.

1931 год. Дворец Советов. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1931 год. Дворец Советов. Это безусловно лучший проект, выполненный Ле Корбюзье. Если бы Дворец Советов был построен по его проекту, то это было бы великолепное сооружение. В зале на 14 тыс. зрителей предусматривалась идеальная акустика без специальных устройств (проверка была сделана с использованием световых волн). Этот Дворец, несмотря на свою грандиозность, соразмерен масштабу человека.

1931 год. Дворец Советов. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1931 год. Дворец Советов. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

В один из вечеров в поезде Париж — Рим, проезжая через Пизу в июне 1934 года, Ле Корбюзье сделал этот набросок в своем путевом блокноте. В нижней части — собор, наклонная башня, Баптистерий и холм Кампо Санте. В верхней части был нарисован боковой фасад Дворца Советов. Надпись, сделанная от руки, гласит: «Д. С.: то же единство».

1931 год. Дворец Советов. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1931 год. Дворец Советов. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Отличный макет Дворца Советов выполнен в мастерской на улице де Севр, 35 из дерева, меди и других материалов. В макете хорошо сделаны интерьеры основных помещений. В 1935 году макет был отправлен в США и экспонирован в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В дальнейшем его показывали на нескольких передвижных выставках наряду с другими проектами и макетами, выполненными мастером… Но во Францию макет никогда не возвращался!

Здесь, на восьмом этаже, разместилась «Мастерская терпеливого исследования» Ле Корбюзье. По замечанию Корбюзье, именно здесь, и не случайно были задуманы и изобретены солнцезащитные ребра...

1931 год. Жилой дом на улице Нунгессер и Коли. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches 1931 год. Жилой дом на улице Нунгессер и Коли. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1931 год. Жилой дом на улице Нунгессер и Коли. Типичное сооружение из железобетона с остекленными стенами с восточной и западной стороны. Здание не имеет солнцезащитных ребер.

Урбанизация пригородов Алжира. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Урбанизация пригородов Алжира. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Урбанизация пригородов Алжира. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Урбанизация пригородов Алжира: мелиорация пахотных земель, виноградников и т.д. — с сохранением при этом ландшафта и флоры, с возведением соответствующих местным условиям архитектурных сооружений (например, плавательного бассейна, размещенного среди опор под зданием). Позднее этот прием был использован при строительстве жилого дома в Нант-Резе.

1933. Лекции. Стокгольм, Осло, Алжир, Антверпен.

Урбанизация пригородов Алжира. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Урбанизация пригородов Алжира. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches Урбанизация пригородов Алжира. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Алжир. Северный фасад этого здания не имеет солнцезащитных устройств, но южный и западный фасады снабжены системой солнцезащиты. Из-под опорных столбов открывается вид на море. Причем эти столбы опираются на расположенную ниже искусственную площадку, под которой находится третья часть основного объема здания.

Барселона. Городской квартал, предназначенный для расселения вспомогательной рабочей силы. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Барселона. Городской квартал, предназначенный для расселения вспомогательной рабочей силы. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Барселона. Городской квартал, предназначенный для расселения вспомогательной рабочей силы. Детально разработанный интересный план. Здания расставлены с учетом возможности сквозного проветривания квартир. Система солнцерезов предназначена для защиты от перегревания.

Проект благоустройства предусматривает обязательный принцип: «один фасад, одно дерево». Это не обременительно для коллектива жильцов, поскольку сажать можно небольшие деревья (со стволом не более 5 см). Со временем они разрастутся и квартал станет великолепным оазисом.

«Рентенанштальт». Цюрих. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

«Рентенанштальт». Цюрих. Дом страхового общества, расположенный на берегу озера. Он был построен еще без солнцезащитных ребер.

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

В течение десяти лет Ле Корбюзье находился в тесном контакте с несколькими крестьянами, в частности с Норбером Безаром, сельскохозяйственным рабочим из департамента Сарта, одним из деревенских вожаков, выступавших с требованиями от имени крестьян по вопросам, связанным с архитектурой и градостроительством.

Безар возмущался тем, что крестьянство не приобщено к современной машинной технике. Идеи машинизации сельского хозяйства были сформулированы Корбюзье в АСКОРАЛ’Е и в книге «Три формы расселения человечества». И только лишь в наши дни, в 1960 году, впервые были составлены проектные предложения для сельских населенных мест современного типа, в которых обеспечивался комфорт на уровне городского. Первым практическим достижением в этой области было создание проекта «Лучезарной фермы». Промышленность предоставляет крестьянину трактор, жилье, хозяйственные постройки. Крестьянка получает современную квартиру и кухню.

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Дальнейшие исследования были связаны с разработкой «Кооперативного центра» и с формированием новой структуры сельской местности.

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Департамент Сарта. Пример группировки деревень вокруг «Кооперативного центра».

Изучение Парижа, Стокгольма, Нью-Йорка, Москвы, Антверпена и т. д. позволило познать городскую структуру и заглянуть в глубь ее. Изучение современной фермы, сельского дома и кооперативного центра с тракторами и всем тем, что связано с ними, двадцать лет спустя позволило сформулировать теоретическую основу «Трех форм расселения человечества».

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

В течение пятнадцати лет, окруженный насмешками и удивленными пожатиями плеч, совместно с Норбером Безаром Ле Корбюзье разрабатывает предложения об использовании тракторов, строительстве дорог с твердым покрытием, перераспределении земель, кооперативах...

1934. Лекции. Рим, Милан, Алжир, Барселона, Афины.

1933 год. Схема генерального плана Антверпена. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1933 год. Схема генерального плана Антверпена. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1933 год. Схема генерального плана Антверпена. На 45 метрах чертежей выполнен тщательно разработанный проект. Жюри даже не удостаивает вниманием эту работу. Один из членов жюри на ходу высказывает общее мнение о проекте Ле Корбюзье и Пьера Жаннере: «Сумасшедшие!».

1934 год. План Немура в Африке. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1934 год. План Немура в Африке. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1934 год. План Немура в Африке, объявленный CIAM «наивысшим выражением идеалов Афинской Хартии». Месторасположение будущего города, выбранное Ле Корбюзье, представляет собой амфитеатр. Речка (на рисунке слева) должна быть взята в трубу в верховье, и ее воды будут подняты на вершину холма. Стекающая ручьями влага оживит этот амфитеатр, обращенный к морю.

Ле Корбюзье искал тех, кто способен приобрести эту территорию (не представлявшую большой ценности в то время). Напрасные усилия! В итоге власти вынуждают его отказаться от своего проекта. Никто не мог себе представить, что в этом месте можно разместить 50 тыс. жителей...

1935. Книга. Лучезарный город. (Коллекция «Оборудования машинной цивилизации»). Книга, насыщенная проектными материалами. Содержание этой книги адресовано «сокровенным чувствам людей».

«...Меня привлекают к себе естественные условия жизни. Я не люблю посещать салоны; вот уж много лет как меня не встречали в них. Но я замечаю, что стремясь уйти от города, я все же всегда нахожусь там, где бурлит человеческая жизнь.

Я ищу тех, кто живет в условиях дикости не для того, чтобы познать варварство, но чтобы понять мудрость жизни в сравнении.

Я сознаю, что иду туда, где люди трудятся, чтобы прокормиться, и все их действия направлены к тому, чтобы облегчить свои страдания. Они делают все для того, чтобы без каких-либо затрат приобщиться к радостям коллективной жизни: (труд, семья, общество).

Я иду к человеку, к людям, чтобы изучить смысл моей профессии архитектора и градостроителя.

Город? Но это уже субпродукт. Да, город создает ценности, исключительные и совершенные ценности, кристаллы. Истинные продукты культуры! Но сколько отбросов и шлаков! Сколько неудобств, несчастий, глупости, сколько ребяческих, ненужных, разрушительных и притом бессознательных действий!».

Ле Корбюзье

США. 1935. Лекции. Нью-Йорк, Йельский университет, Новая Гавань, Бостон, Чикаго, Медисон, Филадельфия, Хетфорд, Уэссер, Колледж, Нью-Йорк, Колумбийский университет.

1935 год. Скульптурная полихромия, Луи Карре временно использовал частную мастерскую Ле Корбюзье для устройства выставки так называемого примитивного искусства. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1935 год. Скульптурная полихромия, Луи Карре временно использовал частную мастерскую Ле Корбюзье для устройства выставки так называемого примитивного искусства. Экспонировались: древние скульптуры из Дагомеи, негритянские и греческие скульптуры, работы Анри Лоренса, ковры, выполненные по рисункам Леже, живопись Пикассо, Брака и Ле Корбюзье. Утром в день открытия в мастерскую привезли великолепный скульптурный слепок, доставленный из Луврского музея, абсолютно белый и притом отвратительный! Ле Корбюзье сказал Карре: «Я не хочу, чтобы этот горшок со сметаной оставался здесь. Позвоните в Лувр и спросите, в какие натуральные цвета должна быть окрашена эта замечательная древняя скульптура, относящаяся к наиболее блистательному периоду развития Греции». Час спустя по телефону был передан ответ: «Небесно-голубой, красная охра, белый, несколько полос киновари и зелени в прическе».

Для окраски скульптуры потребовалось четыре банки красок. Окрашивали вручную, втирая краски ладонями. Через полчаса все было готово. Произведение полихром ного искусства предстало в сиянии жизни и великолепии. При помощи ладоней и пальцев удалось четко выделить и разграничить окрашенные поверхности скульптуры, которая была как бы создана для полихромии. Ле Корбюзье убежденно сказал, что эта скульптура никогда не была белой.

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

После завершения работы над этим проектом Линейного города Ле Корбюзье отправился в свое первое путешествие в Соединенные Штаты. Там он написал книгу «Когда соборы были белыми. Путешествие в страну робких».

1935 год. Томаш Батя прочитал книгу «К архитектуре». В ту пору он приступает к застройке города Злина в Чехословакии, создает современный город и современные предприятия. В 1935 году Томаш Батя погибает при аварии пилотируемого им собственного самолета* (Здесь допущена неточность. Т. Батя погиб в 1932 г. Проект планирования Злина относится к 1934-1935 гг. (Прим. ред.).

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Его сводный брат Ян приглашает Ле Корбюзье для разработки идеи проекта нового города Бати в Лотарингии, в Геллокурте.

1936 год. По ходатайству Лусиу Коста министр Капанема приглашает Ле Корбюзье в Рио-де-Жанейро, чтобы работать совместно с Коста и его учениками над проектом здания Министерства национального просвещения. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches 1936 год. По ходатайству Лусиу Коста министр Капанема приглашает Ле Корбюзье в Рио-де-Жанейро, чтобы работать совместно с Коста и его учениками над проектом здания Министерства национального просвещения. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1936 год. По ходатайству Лусиу Коста министр Капанема приглашает Ле Корбюзье в Рио-де-Жанейро, чтобы работать совместно с Коста и его учениками над проектом здания Министерства национального просвещения. Выбранный участок оказался неудачным; Ле Корбюзье подыскивает другой. В начале проектных работ министр сказал, обращаясь к нему: «Что же мы будем делать, если власти откажут нам в отводе этого участка?». Ле Корбюзье ответил: «Вы разрежете административный корпус на два или три вертикальных блока и поставите их один на другой. Положение на участке останется неизменным. Вы вымостите площадку розовым гранитом, добываемым в Рио, этим же гранитом облицуете торцевые стены и т.д., и т.п...». Все это было осуществлено группой проектировщиков. Однажды министр сказал Ле Корбюзье: «Предложенная Вами ориентация здания неприемлема, так как один из двух основных фасадов обращен на север!...»* (В южном полушарии солнце наиболее интенсивно светит с севера. (Прим. ред.)). «Это не имеет значения, — возразил Ле Корбюзье, — мы установим солнцезащитные ребра».

Но в Рио была допущена ошибка; горизонтальные солнцезащитные ребра были сделаны подвижными. Правильное решение должно исходить из того принципа, что солнце находится в постоянном движении; в течение 365 дней в году оно меняет свое положение. Поэтому необходимо составить эпюру, базирующуюся на точных данных:
а) изменение линии движения солнца по дням; б) определение оптимальной широты. Ребра должны быть укреплены таким образом, чтобы летом, в период между двумя равноденствиями, солнце никогда не достигало оконных проемов; в зимнее время оно должно проникать в помещения.

1936. Лекции. Цюрих, Париж, Рим, шесть лекций в Рио-де-Жанейро.

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1936 год. Фигуры людей на рисунке принадлежат руке Оскара (Нимейера). На этих перспективах Ле Корбюзье рисует лишь скульптуру «Бразильца» и очертания известной скалы в Рио, называемой «Сахарная голова».

1936 год. Проект Бразильского студенческого городка. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1936 год. Проект Бразильского студенческого городка. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1936 год. Проект Бразильского студенческого городка. Бразильский закон запрещал выплату гонораров зарубежным архитекторам. Ле Корбюзье просят прочитать шесть лекций в здании театра в Рио. Так удалось обойти это запрещение, и Ле Корбюзье получает гонорар в качестве лектора.

В этих лекциях Ле Корбюзье высказывает свои градостроительные идеи применительно к природным условиям Рио. В частности, предлагалось разместить часть городской территории в небывалых до того условиях — на опорах высотой 40 м. Под ними в пойме реки сохранялись небольшие поселки, созданные здесь в эпоху колониального периода. Вдоль побережья на стометровой высоте предлагалось построить автодорогу шириной полотна 24 м, которая бы соединила между собой все нагорные части, градостроительно организовав Рио.

1936. Книга. Когда соборы были белыми. Путешествие в страну робких. Изд. «Плон», Париж.

Эскиз трассировки автодороги, проходящей на высоте 100 метров вдоль берега. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Эскиз трассировки автодороги, проходящей на высоте 100 метров вдоль берега. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Эскиз трассировки автодороги, проходящей на высоте 100 метров вдоль берега.

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches
Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1935 год. Путешествие в Соединенные Штаты. Первая встреча с американскими небоскребами. Реакция Ле Корбюзье: «Ваши небоскребы слишком малы и многочисленны». Он предлагает идею «Картезианского небоскреба».

Ле Корбюзье проводит исследование по реконструкции нью-йорских улиц в связи с ростом автомобильного движения. Выдвигает предложение о разуплотнении и расчленении территории города на большие города-сады. Пророческие высказывания о месте селитебного развития Манхеттена, определение трассы 42-й улицы и т.д., и т.д...

Проект планировки Буэнос-Айреса. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Проект планировки Буэнос-Айреса

Хронология градостроительных решений 1922 год — Париж. Проект города на 3 млн. жителей, 1929 год — Барселона. 1929 и 1936 годы — Рио. 1929 и 1939 годы — Буэнос-Айрес. 1930 по 1942 годы — Алжир, Стокгольм, Немур и т.д., и т.д... 1935 год — Нью-Йорк, пророческие высказывания по реконструкции Манхеттена. Одиннадцать лет спустя (1946 год) размещение комплекса зданий Организации Объединенных Наций, комплекса Зекендорфа и Рокфеллера между 42-й и 47-й улицами, было воплощением идеи Ле Корбюзье.

Проект планировки Буэнос-Айреса. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1929 год. Первое путешествие в Буэнос-Айрес. Десять лет спустя, в 1939 году, в Париже сделан проект, который с невероятными трудностями переправляется через всю Францию к морю во время вражеского нашествия 1940 года...

В Буэнос-Айресе проект был разложен на столах специально назначенного комитета. Ле Корбюзье отсутствует. Министр общественных работ высказывает такую мысль: «Если мы пригласим Ле Корбюзье, то это будет означать, что мы не способны сделать проект сами... следовательно...». Комитет не возражал против этого «разумного и демократичного» рассуждения...

1938. Книга «Пушки, снаряжение? Спасибо! Жилище... Пожалуйста».

«Мы открываем постоянную рубрику: «Выставка жилища. 1937». Уже в 1924 году в журнале «Эспри Нуво» нами была введена рубрика «1925. Выставка современного декоративного искусства». Мы вновь ставим себя вне полемики. Мы подчиняем свои действия идее. И ей мы хотим служить. Мы не собираемся посвятить себя чистому изобразительному искусству, последователям которого сегодня предоставлены широкие возможности для обмена мнениями, дискуссиями, устройства выставок, а также средства нападения и защиты.

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Мы посвятили себя наиболее острой проблеме, затрагивающей интересы сотен и сотен тыс. людей, влачащих жалкое, трагическое и безнадежное существование, среди жестокого безразличия жизни в городе без плана. С позиции этой, сугубо социальной, точки зрения мы выносим на обсуждение общественного мнения проектные предложения в связи с Международной выставкой современного искусства, которая должна открыться в 1937 году.

Мы предлагаем другое наименование для предстоящей выставки, а именно: «1937. Международная выставка жилища».

В 1932 году был объявлен конкурс идей на тему предстоящей в 1937 году международной выставки в Париже.. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

В 1932 году был объявлен конкурс идей на тему предстоящей в 1937 году международной выставки в Париже.

Для выставки была отведена территория в восточной части Парижа. Но вместо того, чтобы удаляться на восток к пригородам, вносилось предложение войти в город, приступив к работам по завершению сквозной оси Восток—Запад.

Здесь предполагалось создать экспериментальный жилой блок длиной 50 м, возведение которого позволило бы продемонстрировать технические новинки и проектные предложения в области оборудования жилища, а также проверить новые типы жилища. Короче говоря, предлагалось широкое раскрытие острой проблемы, которую члены муниципалитета не хотели признавать, — проблемы жилища...

В 1960 году вдруг убедились в том, что население Парижа достигло 8 млн. человек. Но это не волновало власти города.

Предложения Ле Корбюзье по этому вопросу, изложенные на 36 страницах, даже не были рассмотрены.

1937. Лекции. Брюссель, Лион.

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Итог весьма печальный. Ведется застройка всей территории выставки, но Корбюзье не получает ни одного заказа. Председатель Совета Министров Леон Блюм интересуется тем, что делает Ле Корбюзье для выставки? Ему отвечают, что абсолютно ничего. Леон Блюм считает это недопустимым. И в декабре 1936 г. за четыре месяца до открытия выставки Ле Корбюзье предлагают миллионные средства, чтобы построить что-либо. Но уже поздно, да и свободных участков не осталось. Но все же Ле Корбюзье дает согласие на возведение полотняной палатки площадью 1600 м2, в которой была представлена экспозиция на градостроительные темы, и в частности материалы по застройке Парижа. Палатка была собрана за несколько месяцев. Никто из представителей власти не пришел на ее открытие, Палатка представляла собой самую смелую для того времени конструкцию. В этом павильоне была представлена графическая экспозиция соответственно прилагаемой схеме.

Хартия градостроительства CIAM. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

«План Парижа. 1937». Снимок взят из книги «Дом для человека». На схеме справа показано размещение проектируемой застройки относительно парижских холмов. На схеме слева — основные транспортные магистрали.

План Парижа. 1937. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

План Парижа. 1937. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Надписи на схеме (по часовой стрелке): Гавр, Кале, Брюссель, Франкфурт, Страсбург, Женева, Марсель, Орлеан, Тулуза, Бьяриц, Брест, Шербур.

Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

23 года спустя, 6 января 1960 года, в журнале «Ар» под этим рисунком, сделанным Корбюзье к проекту планировки Парижа, было помещено следующее: «Мания величия, превосходящая идеи Леду; уникальный в истории вандализм; унылое однообразие; тщеславие и монотонность небоскребов; концентрация, демонстрирующая духовный и материальный ущерб; презрение по отношению к историческому и художественному наследию». (Автор этой оценки забыл подписаться под ней!..).

1937 год. Стадион на 100 тыс. зрителей. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

1937 год. Стадион на 100 тыс. зрителей. Ле Корбюзье и Пьер Жаннере по-новому решают размещение 100 тыс. зрителей, дополнив общепринятые требования к олимпийским и футбольным стадионам. В частности, проект предусматривает использование стадиона в качестве зеленого театра, эстрады, площадки для массовых выступлений, открытого кинотеатра, зала собраний и поля для спортивных игр и выступлений. Проект предусматривает также устройство «электронной музыки». Впоследствии эта идея была осуществлена в «Электронной поэме» в павильоне фирмы «Филипс» на Международной выставке в Брюсселе в 1958 г.

Таким образом, это гигантское сооружение приобретало многогранное содержание. Система загрузки и эвакуации 100 тыс. посетителей, предложенная в этом проекте, вне конкуренции по сегодняшний день.

Только через двадцать лет правительство Ирака откликнулось на это предложение, сделав заказ на проект Спортивного городка для Багдада.

1939. Лекция. Париж.

Проект памятника Вайану-Кутюрье. Ле Корбюзье. Творческий путь / Le Corbusier. Textes et planches

Проект памятника Вайану-Кутюрье* (Вайян-Кутюрье, Поль (1892-1937) — выдающийся деятель рабочего движения во Франции, один из руководителей компартии, писатель, поэт и публицист (Прим. ред.)). Конкурс был организован Народным фронтом в 1937-1938 годах. Этот памятник предполагалось установить на развилке одной из национальных дорог недалеко от Парижа. Памятник рассчитан на резкое его освещение фарами машин, подъезжающих к месту разветвления шоссе. Проект был отвергнут с негодованием. Самые современные художники, друзья Ле Корбюзье, осуждали его за этот проект.

Ирония судьбы: после второй мировой войны нью-йоркский Музей современного искусства (Рокфеллер) запросил Ле Корбюзье о том, какой он возьмет гонорар за разработку аналогичного проекта памятника в честь ветеранов американской армии!!!

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер